Вышла новая повесть молодого петербургского писателя Романа Всеволодова «Настя», в которой автор продолжает исследовать тему гибели семьи последнего российского императора, начатую им в романе «Живые мишени».
В относительно небольшом произведении, действие которого развивается в 1960-е годы, Роман Всеволодов захватывает и далёкое прошлое, соединяя его с настоящим и будущим.
Младшая из сестёр Романовых, Анастасия, выступает в повести своего рода вестником – ангелом совести, явившимся в советскую действительность в самом начале шестидесятых годов. Немудрено, что в мире, в корне противоположном миру дореволюционной России, этот ангел остался незамеченным. Лишь Климушка, главный герой повести, ученик младших классов, чуткий, внимательный и не по годам рассудительный мальчик, оказался способным воспринять Настю, гостью из трагического и одновременно светлого прошлого. Того «ликвидированного» прошлого, которое всё же даёт о себе знать, открываясь чистым душам.
Климушка потрясён рассказом человека из расстрельной команды, гордившегося своим участием в «ликвидации царя и его отродьев». Тонкая душевная организация мальчика, его впечатлительность и эмоциональная восприимчивость показаны автором с трогательной искренностью и глубиной. Климушка не выдерживает встречи с трагической правдой жизни. Известие о гибели царских детей оборачивается для него сильнейшим потрясением.
Что касается образа Николая II, то до сих пор в российском обществе к нему нет однозначного отношения. Одни видят его как правителя, не справившегося с вызовами времени и ввергнувшего Россию в пучину бедствий. Для других император и его семья − страстотерпцы, пострадавшие за народ.
Сегодня в гибели царской семьи принято винить «расстрельную команду» и стоящие за ней силы большевиков и масонов. Но по свидетельству А.Ф. Керенского, когда он через пять дней после отречения Николая поднялся на трибуну Московского Совета, со всех сторон слышались требования казни бывшего царя.
В трагедии царской семьи, в которой, как в «капле росы» у Паскаля, отражается весь мир, отразилась трагедия России. Сам по себе исторический факт без художественного осмысления не затронет читателя, тем более далеко отстоящего по времени от указанных событий.
В повести «Настя» горькие события рассматриваются на примере судеб конкретных персонажей, а значит, факты «одушевлены».
Александр Медведев