Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 19 июля 2017 г.
  4. № 28 (6606) (19.07.2017)
Библиосфера

Офицер двух войн

19 июля 2017

Борис Бартфельд. Возвращение на Голгофу. М. Издательство «Э», 2016, 352 с. 1000 экз.

«Возвращение на Голгофу» – первый роман Бориса Бартфельда, изданный небольшим тиражом. Разумеется, до читателя страны книга не дошла. Свобода писать мудро о судьбе России, о доле народа – необъятная, но нет свободы читательского выбора у нищей интеллигенции...

На Голгофу у Бартфельда дважды за жизнь вознесён двумя мировыми войнами вечный капитан Орловцев, по прозвищу и по сути своей – Штабной.

Казалось бы, в заглавии романа – претензия на мистическую трагедию, но всё вычурное, поэтически натужное забывается с первой страницы первой главы. Октябрь 1944 года. Убитые лошади – их собрали со всей России, они возили пушки и успели довезти до Пруссии. А Голгофа – это городок Кальвария (в переводе «Голгофа»), где начинал войну 1914 года штабс-капитан Орловцев, где Россия вместе со Штабным сделала первые свои шаги на нашу общую Голгофу.

Замысел романа – сама суть истории русских и немцев, а Пруссия – котёл истории. В этом котле в 1914-м изготовлено варево Нового мира. Тридцать лет передышки, и снова всё в переплавку – в горн Второй мировой.

Сам Борис Бартфельд – как раз продукт выплавки того огня. Для Бартфельда родина – Калининградская советская область, но земля-то – Пруссия. А в Пруссии десятки мест, сохранивших русские наименования далёкого Средневековья. Калининград – это и Кёнигсберг, и Кролевец, и Твангсте.

По образованию Бартфельд – физик. По дару своему – эпического склада поэт. К тому же, он ещё и руководитель Союза писателей, и краевед: его интересует история каждого дома Кёнигсберга, каждого города и местечка на родной земле.

А теперь несколько слов о парадоксальности романа Бориса Бартфельда. Главный герой романа – офицер штаба фронта в 1944 году, а в 1914-м – штаба армии. Ждёшь исторической истины, добытой силой слова и образа. Как это православная, молящаяся в десятках тысяч церквей, имеющая на престоле Помазанника Россия, потеряла веру, церковь, царя и саму себя. И как это безбожная Россия, правда, уже восстановившая поспешно патриарха и открывшая уцелевшие церкви, после 88 дней подготовки великим Василевским, сыном священника, штурма – овладела Кёнигсбергом в считанные дни. Кёнигсберг немцы почитали за твердыню неодолимую.

В первом своём романе Бартфельд показал себя художником слова, но он написал не тот роман, который был у него на кончике пера.

Вот прекрасные аисты пасутся… На поле убитых. Словно превращаются в крылатых гиен. Образность эпическая.

Два казака пытаются поймать немецкую лошадь. Получается. Казак в седле, но его тотчас снимает пулей снайпер. Другой казак запрыгивает на круп коня. Вывозит товарища, спасает коня, себя. И счастлив. А то, что убит однополчанин… Казакам положено получать пули, а лошадь – святое. Средь лошадей нет немцев и русских...

У Бартфельда не только солдаты, но и лошади – полноправные участники войны. В романе это целая линия.

Роман от главы к главе превращается в народный, в солдатский. Главными героями становятся лошадь Майя, солдаты Ефим, Колька, Романенко, немец Курт, казак Никифор.

Одна из лучших сцен романа – об Орловцеве, сердцем нашедшем место упокоения брата, убитого в ночном бою в Пруссии, в сентябре 1914 года. Написано без нагнетания образности. В простоте – жизнь и глубинное понимание неповторимости каждого данного нам мгновения.


Тэги: Борис Бартфельд
Обсудить в группе Telegram

Владислав Бахревский

Владислав Анатольевич Бахревский (род. 15 авгус... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Пиши, не упрощай свою строфу

    29.12.2021
  • Любовь к бронзе

    12.05.2021
  • Эйнштейновский лирик

    12.01.2021
  • В гостях у Гофмана

    14.10.2020
  • Здесь работал Томас Манн

    28.01.2020
  • Эйнштейновский лирик

    40 голосов
  • Пиши, не упрощай свою строфу

    25 голосов
  • Любовь к бронзе

    17 голосов
  • В гостях у Гофмана

    7 голосов
  • Здесь работал Томас Манн

    4 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS