Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управление подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Многоязыкая лира России

Огнедержатель своего народа

01 января 2007

«Тукай – больше, чем поэт. Он и сам писал, что он не только поэт, но и политик, дипломат, общественный деятель, что многое видит и слышит. Одна из особенностей могучего его таланта заключалась в способности видеть жизнь общества и душу человека насквозь – со всеми сложностями, противоречиями и социальными болезнями. У него был орлиный взгляд. Прожив всего 27 лет, благодаря своему таланту, глубине мышления он стал величайшим диагностом, мыслителем и публицистом своей нации, соавтором истории, приковав к себе глубокое внимание читателей всех тюркских народов, став уже в те годы общероссийским поэтом мирового масштаба. И не только своей эпохи. Откроем его тома и увидим, что многое созвучно и нашему времени – те же мысли беспокоят нас сегодня: свобода нации и государства, развитие национальной культуры и судьбы родного языка, равноправие народов, развитие национальных традиций».

Минтимер ШАЙМИЕВ, первый президент Республики Татарстан

«Начну с любопытного факта. Ещё в 1809 году великий английский поэт Байрон написал стихотворение «В альбом». В 1836 году Михаил Лермонтов перевёл его на русский язык. Воспользовавшись этим переводом, Габдулла Тукай в 1907 году, то есть почти через сто лет после написания перевёл это стихотворение на татарский язык.

Такова глубинная связь поэтов разных народов и поколений. Но удивляет и другое: Байрону, когда он писал эти стихи, был 21 год. Лермонтову, когда он переводил их, – 22, а Тукаю – 21 год. Таким образом, трое великих юношей мира, будучи в одном и том же возрасте, мыслили, любили, терзались, горели поэтическим огнём одинаково, как родные братья.

И всё-таки этот пример я привёл не для того, чтобы удивить совпадением возрастов и хода мышления трёх поэтов. Дело в том, что это совпадение не было случайным. Оно лишний раз подтверждает, что Габдулла Тукай, будучи прежде всего национальным поэтом татарского народа, одновременно является выдающимся представителем российской поэзии, а это, в свою очередь, говорит о его принадлежности к мировой литературе.

Габдулла Тукай был страстным публицистом и лириком, журналистом и учёным, он был основоположником татарской профессиональной детской литературы и создателем нового всенародного литературного языка. Вместе с тем Тукай был беспощадным и страстным сатириком. Сатире Тукая я хочу уделить особое внимание. В его произведениях, созданных в этом жанре, хорошо представлены и тонкий юмор, и иносказания, и беспощадная эпиграмма, бичевавшие бесчинства эксплуататоров всех мастей.

Тукай о себе говорил, что он является не только чистейшей воды поэтом, он ещё и дипломат, и общественный деятель, тем самым чётко определив место поэта в жизни народа, в истории Родины и всего мира».

Сергей МИХАЛКОВ

«Мы поражаемся гению Тукая. Поражаясь его гению, мы в то же время поражаемся и тому, что этот гений созрел так рано. Он не интересовался колокольчиками карнавальной славы, цирковыми погремушками эстрадного успеха. Он писал для народа. И поэтому в его произведениях живёт и татарское горе, и татарское видение, и татарский юмор, и татарское раздумье, и татарский быт, и татарское стремление в будущее. И именно потому, что в нём живёт это татарское, он стал поэтом общечеловеческим, иначе этого бы не произошло.

То, что написано в строках Тукая, переводить несложно. А что написано между строчек, то, что является сердцем поэта и сердцем народа, переводить очень трудно».

Семён ЛИПКИН, лауреат Государственной премии им. Г. Тукая РТ

«Тукая можно назвать огнедержателем своего народа. Это – огонь любви, это – огонь таланта, это – огонь непримиримости к пошлости, лжи, огонь ненависти к многочисленным врагам своего народа. Этот огонь он завещал нам. И мы пронесём его через годы, века. Имя его дорого нам. Жизнь его – как молния. Судьба его нам дорога, потому что эта судьба сплетена с судьбой народа. Он оставил нам большое наследство. Оно принадлежит не только татарскому народу, но и всем народам. Жалею себя, что я беден, чувствую себя бедняком, что не знаю татарского языка».

Расул ГАМЗАТОВ, народный поэт Дагестана

«Габдулла Тукай был и есть самый великий татарин во всей татарской истории. Появление такой личности происходит, по моему мнению, неслучайно. Мне думается, что такая личность появляется в самый обострённый, самый напряжённый, самый трудный, самый обнадёживающий момент истории. Тем не менее есть загадка Тукая, есть тайна великого поэта».

Чингиз АЙТМАТОВ, народный поэт Киргизии

«Великие принадлежат всем, на какой бы национальной почве они ни выросли. Слово и слава Тукая разнеслись далеко, прежде всего они достигли тюркоязычных краёв и уголков от караимов на Западе до уйгуров на Востоке, разумеется, без посредника. Из поэтов такого масштаба, пишущих на татарском языке, двадцатый век после него дал, пожалуй, только Назыма Хикмета. Творения Тукая, естественно, вошли в первые же башкирские учебники как национальное достояние, как родное речение, родной глагол. Никто не задавался вопросом: «Чей он?» Он был для всех просто Тукаем. Он явился наставником поэтов не одного поколения. Я также отношу себя к числу его преданных учеников, хотя это довольно рискованное дело: а принял бы он тебя?»

Мустай КАРИМ, народный поэт Башкортостана

«Кто такой поэт? Можно ли в пример поставить Такташа? Можно. И Туфана можно. И всё же хочется вернуться к Тукаю – поэту, избранному самой судьбой. Он более, чем кто-либо, Поэт. А Тукай, задавался ли этим вопросом он? Или, может быть, большие личности и рождаются на свет как ответ на этот вопрос?»

Сибгат ХАКИМ, народный поэт Татарстана

Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Не святые…

    11.10.2025
  • Счастья колесо

    09.10.2025
  • Бестолковый Полкан

    05.10.2025
  • Струит лампада свет

    28.09.2025
  • Птенцов поставить на крыло

    28.09.2025
  • Чарав

    137 голосов
  • Не сойти с бесконечного круга

    113 голосов
  • Заблудилась в звёздном поле...

    108 голосов
  • Равновесие чувства и мысли

    106 голосов
  • Проникновенные лучи

    101 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Театр Премьера Дата Книга Интервью Событие Утрата Новости Театральная площадь Век ЛГ рейтинг Поэзия Калмыкии Классики Очевидец
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение
  • Обработка персональных данных
ВКонтакте Telegram YouTube RSS