Три года назад в своём ежегодном послании В.В. Путин заявил: «Одной из самых актуальных задач считаю обеспечение граждан доступным жильём». Однако тезис неверно передаёт суть проблемы. Сейчас для большинства населения РФ главной проблемой является не приобретение жилья, а его содержание. Население с большим трудом выдерживает оплату услуг, а речь идёт о деградации основных фондов – зданий и инфраструктуры. Это неумолимый фактор, и здесь нужны ресурсы для восстановления ЖКХ.
Актуальной для власти стала задача переложить все эти расходы на плечи населения. Под разговоры о «доступном жилье» она сбросила с себя заботу о ЖКХ, которое сама и довела до краха. Новый Жилищный кодекс и закон о тарифах в ЖКХ предусматривают, что теперь сами жильцы обязаны нести все затраты по содержанию и ремонту жилья, в том числе капитальному.
Но представляют ли наши граждане масштаб затрат? Он был назван в 2003 г., когда информагентства сообщили: «Коммунальной катастрофой назвал сегодняшнее положение в ЖКХ страны зампредседателя Госстроя России Л. Чернышёв на заседании коллегии Госстроя РФ… Чтобы как-то исправить ситуацию, пояснил Л. Чернышёв, необходимы финансовые вложения в сумме 4,5–5 триллионов рублей». Итак, только, чтобы «как-то исправить ситуацию», в 2003 году надо было вложить 5 триллионов. Задержка ускоряет рост этой суммы – сейчас она составляет, видимо, 7–8 триллионов. Население же заплатить такие деньги не может.
Напомним, что правительство собирается обременить жильцов и другими платами. Пока что Госдума отложила обязательное страхование жилья – надолго ли? Во сколько оно обойдётся населению, когда его введут? Пресса сообщала: эксперты предполагают, что тарифы на обязательное страхование жилья составят 3% от рыночной стоимости квартиры в год (Госстрой называл 2%).
Стоимость всех российских квартир равна примерно 1 триллиону долларов. Это значит, что за страховку население будет выкладывать в год по 30 миллиардов «зелёных». Вводится «местный налог на недвижимость», пока что говорят о наивысшей ставке в 1%. Это 10 млрд. долларов в год. Может население выплачивать ежегодно 1 триллион рублей? Нет, не может и не сможет.
Жильё становится всё более недоступным. Кто же разорвёт этот порочный круг? В нынешней системе – никто. Значит, Россия превратится в трущобу с коттеджными оазисами.
Вот симптом. С 1999 г. стала быстро расти доля аварийного и ветхого жилья – оно «дозрело» без капитального ремонта. Справка Госстроя (13.11.2003) гласит, что «при нормативной потребности в капитальном ремонте 4–5% за год в Ульяновской области отремонтировано лишь 0,04% государственного и муниципального жилищного фонда, в Удмуртской Республике, Алтайском крае, Кировской и Самарской областях – 0,1% и т.д.». С тех пор ничего не изменилось. Даже в норме надо ежегодно ремонтировать 120–150 млн. кв. м жилья, а ремонтируют 5 млн. – в 30 раз меньше. Масштаб накопленной за 15 лет разрухи огромен. На что же рассчитывает государство?
Положение с износом жилья представляется правительству столь безвыходным, что оно, похоже, искажает данные. Например, износ инженерных коммуникаций ЖКХ на 2000 г. оценивался в 60%. Прошло 4 года – и опять называют те же проценты. Но этот процесс в последние годы идёт с ускорением. Например, износ за 2002 г. специалисты оценивали в 10%.
Так же с ветхим и аварийным жильём. После 2001 г. Госкомстат даёт ту же самую величину – 90 млн. кв. м, как будто жильё перестало ветшать. А председатель Госстроя РФ Н. Кошман заявил в апреле 2003 г.: «В этом году в состояние ветхого и аварийного жилья перешло 22 миллиона квадратных метров». В феврале 2004 г. Госстрой РФ, Министерство жилищного строительства США и Всемирный банк провели в Дубне семинар. В пресс-релизе сказано, что в РФ «ветхий и аварийный фонд ежегодно растёт на 40%». При таком росте прикиньте, сколько это будет в 2010 году!
Это проблема срочная, т.к. из аварийного жилья власть обязана людей переселять. Каковы же её действия? Есть программа «Переселение граждан РФ из ветхого и аварийного жилищного фонда». На неё до 2010 г. выделено 32 млрд. рублей. Вдумайтесь: за 32 миллиарда по средним ценам в России (1000 долларов за метр) можно построить лишь 1 млн. кв. м, а счёт идёт уже на десятки миллионов. В послании президент пообещал выделить 150 млрд. рублей. Но всё равно масштабы проблемы и выделяемые средства совершенно несоизмеримы.
И эта несоизмеримость – по всем городам РФ. Вот вести с мест. Аварийный жилфонд Самары – 135,2 тыс. кв. метров. В результате реализации программы к концу 2010 г. будет ликвидировано 23,2 тыс. кв. метров аварийного жилфонда... Что же это за программа?! Ликвидируют 1/6 часть от уровня 2000 г., а за это время аварийный фонд вырастет ещё в несколько раз. Вот Саратов: чтобы решить проблему «падающих домов», необходимо 380–420 млн. руб. в год. А на программу расселения выделено 7,6 млн. руб. – 2% необходимых средств!..
Разрушение ЖКХ страны – понятная и измеримая угроза. Но для нас она – ещё и та капля, в которой видно общее аномальное состояние государства и общества в их отношении практически ко всем угрозам. Речь идёт об утрате способности измерить масштаб угрозы и принять адекватное решение. Мы как будто впали в наркотическое опьянение – называются несоизмеримые величины, но ни у кого это не вызывает беспокойства. Попробуйте спросить хоть министра, хоть депутатов, хоть любого отца семейства – на что они надеются? Что дома сами собой капитально отремонтируются? Что ржавые теплосети сами собой окрепнут? Что люди привыкнут жить без домов и без отопления?
Никто ничего не ответит и даже вопроса не поймёт. Эти проблемы как будто стёрты из сознания людей. Это – глубокая деформация мышления, наша общая национальная беда.
И надо взглянуть в лицо страшной правде – мышление не ремонтируется само собой, как и ржавые трубы. Тут нужны большие коллективные усилия, политическая воля и организационная база. Чего пока, к сожалению, нет.
Точка зрения авторов колонки может не совпадать с позицией редакции