Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Искусство

Ограбление не по-детски

01 января 2007

Сказка – ложь с намёком, да не всегда с уроком. Сцена из спектакляРАМПА

Как Римский-Корсаков не захотел разговаривать с дирижёром «Сказки о царе Салтане»

«Русскому Вагнеру» (а именно так называют Николая Андреевича те, кто желает подчеркнуть пространность опер композитора) везёт в постановках далеко не всегда. Скажем, «Майская ночь» была хороша, хотя по-разному, и у Тителя-Коробова в «Стасике», и у Михаила Плетнёва на «опен эйре» в Архангельском. Светомузыкальное шоу по мотивам «Салтана», увиденное мною два года назад в Светлановском зале Дома музыки, тоже было по-своему увлекательно, ибо его жанровая принадлежность в качестве «не-оперы» была определена заранее.

Об эксперименте Някрошюса с «Китежем» в Большом театре мы писали совсем недавно и, следует напомнить, совсем не лицеприятно. Однако литовский режиссёр сегодня может отдохнуть. Если он, выражаясь вычурно, отнял у Римского-Корсакова всего лишь часы и бумажник, то постановочная группа Московского государственного академического музыкального театра имени Н. Сац сняла с композитора пиджак и обувь.

Заслуженный артист России Андрей Яковлев, выступивший в данном проекте музыкальным руководителем, предваряя свою трактовку оперы, без тени смущения заявил, что Римский-Корсаков был плохим драматургом, нот у него слишком много, к действию они отношения не имеют. Замедляют развитие фабулы, многие фрагменты являются не только скучными, но и прямо лишними. Детям не справиться с четырёх-с-половиной-часовой махиной, поэтому он, Яковлев, берётся улучшить композитора и потеснить его до двух пятидесятиминутных актов.

Я неслучайно так подробно пересказываю «промо» данного спектакля. Именно эта пиар-атака предшествовала слезам о том, что дети мало читают, а задача театра – вернуть ребёнка в мир пушкинского слова. Дескать, отрок быстренько посмотрит «дайджест» и бросится читать «наше всё».

Чего здесь больше – наивности или коммерческого расчёта – я судить не берусь. Но два соображения выскажу.
Во-первых, не факт, что книжная полка ещё существует в современном доме, а во-вторых, после фрагментарно-облегчённого Римского-Корсакова уместен будет комикс по мотивам Пушкина. Ничуть не более.

И это уже тенденция, притом опасная. Ибо главным образом её развитие и приводит к исчезновению как книги, так и музыки из нашей жизни. Это в поле «видимого».

В сфере же «невидимого» вред от подобных опытов ещё больший: сдвиги, происходящие в символическом пространстве, становятся столь угрожающе необратимыми, что мы теряем целые смысловые пласты в культуре.

Небезобидное переименование ПТУ в лицеи не привело к возвышению пэтэушника, но принизило Пушкина в глазах последнего до уровня уличного гопника.

Лишение оперы драматургической составляющей именно в музыке приведёт к тому, что Пушкина, может быть, «лицеист» и прочтёт, но вот оперу после обращения к ней подобных «оптимизаторов» сможет слушать вряд ли.

Или скорее: прочитываться будет «Пушкин-лайт», а прослушиваться «мюзикл». Причём в полной уверенности обращения к подлиннику, а не суррогату.

На большее ребёнка, воспитанного на «фастфуд-культуре», просто не хватит.
Не думаю, что опера, сколь бы историчной или бытийно-захватывающей она ни была, нуждается в детально разработанной фабульной подпорке. Спору нет, сюжет важен, но, слушая музыку, мы прежде всего следуем чувственному развитию тем, выраженных в звукописи. Здесь же нет ничего случайного. И если дирижёр удаляет все «бесконечные и занудные колыбельные» из начала, оставляя лишь динамичные куски «аттрактивного» материала, то обязательно столкнётся с тем, что первый же лирический фрагмент его версии окажется неубедительным. Царица Милитриса будет петь старательно, но слушатель-то окажется не готовым к «слезе» эмоционально! Его лишили необходимого трамплина, он растерян, ему не к чему привязать Милитрису. Которая вот здесь-то и должна быть «зарифмована» с отсутствующими «занудными» колыбельными.

Дальше – больше. Хотелось бы сказать, что опера в руках художницы Елены Качелаевой и упомянутого дирижёра превращается в лубок. Это тем более заманчиво, что лубочность внешне похожа на комиксность. Однако лубок – весьма уважаемый жанр народного искусства и добиться высокого звания русского лубка тоже ещё нужно постараться.

Пестрота до головной боли вообще вне культуры, поскольку культура – всегда ограничения, сплошь – запреты.
Желание «сделать компактно» привело Андрея Яковлева к тому, что рассматриваемый «Салтан» лишился одного из традиционно главных действующих лиц на театре: хора, низведённого до роли иллюстратора пары-тройки «весёленьких моментов».

Стремление «показать мотивчик» убило главный персонаж музыкальной сцены: оркестр, разжалованный музруком в тапёры, причём не из самых способных.

Балетные вставки я из человеколюбия обсуждать не стану, скажу только, что и здесь можно было найти приемлемый вариант хореографии, скрывающий недостатки танцовщиков.

Спору нет, «Салтан» стал короче. Дети выдержать его будут способны. Кроме, естественно, тех, кто обладает врождённым вкусом.

За последних я не боюсь. За остальных – буду биться.
Необходимо, чтобы человек шёл в оперу, зная, что ждёт его там не зрелище, но соучастие. Длинное? Удержи зрителя любой ценой, но не опошляя жанр. Не нужно ожидать «классы», пришедшие по разнарядке в «культпоход». Оптом торговать, конечно, вернее, но опера, всегда оставаясь демократичной, никогда не была плебейским зрелищем. Опера требует внимания, если хотите, почтения. В оперу – особенно детям – нужно уходить на весь день, только тогда она отзовётся праздником, который будет потом всегда рядом. И уж конечно – в оперу нужно ходить семьёй или с близкими друзьями. Выход в оперный театр должен разрывать ткань повседневности – только тогда факт будет запечатлён детским сознанием. Первое посещение оперного представления должно быть событием, сравнимым с инициацией. И нет здесь никакой натяжки: именно в инициатическом акте ребёнок приобщается к «взрослой» культуре. Это всегда сложно, а зачастую мучительно, но другого традиция не придумала.
Задача детского театра не в том, чтобы иллюстрировать произведения из школьной программы по литературе, а в том, чтобы вводить детей в сложный мир национального космоса. Быть вожатым в священном символическом пространстве народной души, отражающей вселенную.

Для остального – «музычка про Квазимодо». Развлекательно. Ликвидно.

Имея в виду всё это, зададимся вопросом: а почему Римский-Корсаков Андрею Яковлеву «не отвечает»? Конечно, в мире «умца-умца» композитор неликвиден. Но, думается, главное не это.

Может, для начала стоило попробовать не перебивать Николая Андреевича?

Евгений МАЛИКОВ

Обсудить в группе Telegram

Евгений Маликов

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Карандаш и альбом для Ильи Репина

    09.03.2024
  • Мост дружбы с Британией, или «Фестиваль грёз» под эгидой мэрии Сочи

    07.12.2023
  • Практическая психология Вячеслава Долгачёва

    07.07.2023
  • Алфавит тишины

    06.07.2023
  • Покоритель оперного Олимпа Сергей Романовский

    05.07.2023
  • Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

    10230 голосов
  • Прелюдия к концерту бытия...

    7453 голосов
  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    2623 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
  • Бремя Платонова

    2370 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS