В начале декабря в Московском доме общественных организаций прошла выставка художников-инвалидов Марии Загорской, Вероники Багиной и Ярослава Швеца. Казалось бы, простая информативная фраза. Но… У Марии и Вероники диагноз – ДЦП, у Ярослава – дальтонизм.
Честно говоря, я шла на выставку заинтригованная. Трудно было себе представить, что могут рисовать люди, у которых нарушена координация движений или отсутствует цветовое видение. Просто какая-то фантастика наяву!
– Мы с Машей познакомились уже очень давно, ещё когда вместе учились в Государственном специализированном институте искусств. И с тех пор дружим, поддерживаем друг друга, – говорит мне Вероника. – Маша вообще неугомонная – преподаёт в изостудии, на лошади скачет. Она, между прочим, мастер по конному спорту, представляешь?
– Нет, – честно признаюсь я. – Ещё понятно, когда инвалиды машину водят, где все на ручном управлении, но скакать на лошади…
Откуда, из каких неисчерпаемых глубин берутся силы у этих людей, чтобы жить, работать, воспитывать детей, заниматься творчеством?
Я видел небо,
Я видел крыши.
И здесь я не был,
И там я не был.
Подняться б выше
Былых иллюзий –
Я буду всеми
Тогда услышан.
Это стихи Вероники Багиной. От мужского лица, но какая разница? Инвалиды не строят иллюзий с детства, как только начинают себя осознавать. Может быть, именно в этом секрет их поразительной стойкости и одновременно какой-то потрясающей душевной чистоты? Бывает, что боль прорывается наружу так, как в стихах Марии Загорской:
Огради меня, ангел,
от страха и бед,
Огради от ненужных желаний.
Возврати меня в детство
на тысячу лет,
Чтоб уйти
от жестоких страданий.
– Творчество, – улыбаясь, говорит Маша, – это белый парус, который помогает мне двигаться вперёд. Каждый человек, каким бы он ни родился: слабовидящим, слабослышащим или плохоходящим, – талантлив. Как говорит древняя мудрость, даже из пепла рождается цветок. Нужны только любовь, терпение, вера и надежда. Это нелегко. Но если вы будете преодолевать препятствия радостно, это приведёт к удаче.
Я хожу по выставке, смотрю на картины. Сочные, яркие краски, оптимистичные сюжеты, глубина чувств и какая-то детская чистота. У Маши и Вероники, наряду с натюрмортами, портретами, пейзажами, много работ, посвящённых христианской тематике. Это не каноническая иконопись, это, скорее, некое незримое присутствие божественного в жизни, о чём мы не должны забывать в суете повседневности, чтобы в любых ситуациях оставаться людьми.
А вот у Ярослава преобладают пейзажи. Цветные! Я смотрю и поражаюсь. Ведь он дальтоник, а тем не менее и колористика, и светотени – всё на своих местах. Другое дело, что пейзажей с натуры немного.
– Я вырос в семье художников, – говорит Ярослав. – Но в детстве живописью практически не интересовался. А в шестнадцать лет попалась мне случайно сказочная повесть. И вроде бы ничем она не отличалась от ей подобных, однако после неё что-то во мне произошло, как будто кто-то невидимый щёлкнул выключателем, и я стал рисовать. И как-то так получилось, что рисую я с апреля по октябрь, а в остальное время накапливаю впечатления. Так пчёлы собирают мёд в соты. Только пчёлы собирают мёд на зиму и потом им питаются, а я, наоборот, в холодное время года собираю, а потом расходую.
И что ещё удивительно. Ярослав занимается живописью с детьми в детском саду. Поначалу ему было страшно – как он будет чему-то учить малышей, если не различает цвета? Но оказалось, что для его маленьких учеников это не имеет никакого значения. Детская фантазия безгранична. И для Ярослава самое главное – дать этой фантазии развиваться. Например, как можно изобразить ветер? Каким должен быть падающий снег? Как по деревьям можно определить время года? И обязательно после каждого занятия, а они проходят два раза в месяц, устраивается выставка детских работ.
– Отдача просто невероятная! – улыбается Слава. – Никто не умеет так дарить любовь, как дети. И когда видишь их сияющие глаза, чувствуешь безграничное тепло и доверие, понимаешь, что уже только ради этих мгновений стоит жить, как бы ни было трудно тебе самому. Потому что самое большое счастье – дарить радость.