Загадочный Левитан. – М.: ООО «Медиастудия «Респект», 2010. – 386 с.: ил.– 3000 экз.
Современная массовая культура очень агрессивна и легко распространяется. Всё потому, что она не имеет национальных черт и для того, чтобы к ней причаститься, не требуется почти никаких усилий, если, конечно, не считать усилием нажатие кнопки на пульте. Другое дело – русская культура, сложное многовековое построение, в нынешних условиях привить к ней интерес непросто. Бездумное транслирование по схеме «чаще/больше» не приведёт к хорошим результатам. А успех тут очень важен, потому что именно русская культура в отличие от массовой обеспечивает связь поколений россиян. Твёрдым и уверенным шагом к этому успеху можно считать монографию Евграфа Кончина под названием «Загадочный Левитан».
Но я убеждён, что автор книги не ставил главной своей целью влюбить нас в Левитана. Разве думает старик, рассказывающий легенду или сказку внуку, о функциях культуры? Вряд ли. Скорее всего, глубинная связь с этой культурой побуждает его рассказывать и заражать ею.
Те же мотивы были у Евграфа Кончина. Искренней любовью к творчеству великого русского художника скреплена его книга.
На протяжении тридцати лет автор собирал материал: подробности из биографии Исаака Ильича и близких ему людей, истории мест, где отдыхал и работал великий художник, воспоминания современников и многое другое. С величайшим трудом были воссозданы судьбы многих этюдов и картин. На страницах «Загадочного Левитана» автор ни в коем случае не пытается соревноваться с фундаментальными трудами о художнике, а наоборот, стремится дополнить их, осветить тёмные участки, рассказать о ранее скрытых деталях. Поэтому Левитан у Евграфа Кончина и получился загадочным. Его больше интересуют люди, с которыми жил и работал художник (чего только стоят подробности дружбы между Левитаном и Чеховым), потерянные картины и этюды.
В живописи многое зависит не столько от самих цветов, сколько от их соседства друг с другом. Цвета раскрывают и дополняют друг друга, заставляют по-новому на них смотреть. Так же и в «Загадочном Левитане». Любой очерк, посвящённый другу Левитана или его коллекционеру, картине или месту работы художника, заставляет каждый раз по-новому взглянуть и на великого мастера, и на предмет очерка. Интересно наблюдать это явление в книге о художнике.
Осенним днём в Сокольниках автор берёт читателя под руку и ведёт по местам, оказавшим влияние на творческий путь Левитана, знакомит с друзьями художника, и не только с друзьями, а по пути рассказывает, как он сам ездил дорогами Исаака Ильича. Евграф Кончин показывает ту связь, которую явил собой Левитан, связь между людьми, городами и деревнями, лесами и озёрами. Становится понятно, насколько же «огромным» человеком был Левитан. И начинает охватывать прекрасное чувство причастности к великой русской культуре.