Закончена работа над телефильмом «Всем скорбящим радость». 4-серийную картину, снятую по заказу правительства Москвы, выпустила студия «Единственный дубль» (кинокомпания «Телефильм»). Наш собеседник – постановщик ленты Владимир ФАТЬЯНОВ.
– Владимир Михайлович, название картины вызывает ассоциации с известной иконой.
– Да, только название иконы немного другое – «Всех скорбящих радость». В нашем фильме говорится об иконе, но история, которую мы рассказываем, не о ней.
– О чём же тогда?
– Это история творческого человека. Семён Охапкин (Павел Деревянко) – сельский художник-самоучка, он смотрит на мир по-своему и замечает то, что другие не видят. Он рисует свой мир. Живопись – это основное, чем он занимается, потому что работы в деревне для него нет. Его жена Люба (Ирина Пегова) трудится на ферме.
В деревне, где они живут, есть действующая церковь, которая находится на реставрации. Из неё исчезает упомянутая икона – основная ценность храма. В краже подозревают Семёна, потому что он единственный в округе, кто мог бы оценить её по достоинству. В деревне Семёна считают местным дурачком, чудиком, называют «малахольный». Правда, и жена Люба порой сама не всегда понимает мужа. Семён знакомится с профессиональным живописцем, который приехал на пленэр со своими студентами. Тот ему рассказывает, что художник – обычный человек, только видит мир по-другому. Семён сначала его не понимает: «Как же по-другому, глаза-то у всех одинаковые?» «Да, глаза одинаковые, – отвечает художник. – А вы попробуйте встать на голову: глаза те же, мир тот же, а увидите вы его по-другому».
– Судя по вашему описанию главного героя, он так и сделал!
– Да, Семён приходит домой, становится на голову и пытается видеть мир по-другому. В это время приходит жена: «У тебя с головой всё в порядке?» Но Семён пытается поставить жену на голову, чтобы она тоже увидела тот мир, который видит он. Люба сначала ругается, потом пытается встать на голову, а заканчивается этот эксперимент ссорой.
Потом Семён уезжает в город, где у него персональная выставка, сталкивается там со столичными знаменитостями и вдруг открывает другой мир. У него покупают картины, он становится известным, у него куча денег… Но всё – больше о сюжете рассказывать не буду! Добавлю лишь, что в фильме происходит ещё много событий. Например, очень интересна линия расследования кражи иконы.
– Не знаю, как других, но меня вы уже заинтриговали. А кто снимался в картине?
– Каждый персонаж картины – уникальный. Прекрасный актёр Николай Добрынин играет соседа Семёна. Роль жены соседа исполнила Галина Бокашевская. Анатолий Кот играет главу администрации. Интересно перевоплощение очень красивой актрисы Натальи Бортниковой в весёлую сельскую самогонщицу. Кроме того, в фильме заняты и непрофессионалы. Например, в роли московской телеведущей снялась «королева московских тусовок» Виктория Боня, а крупного столичного коллекционера изобразил поэт Владимир Вишневский. Они, кстати, очень здорово сыграли.
Автор сценария – Авенир Беликов, оператор – Валентин Пеганов, художник-постановщик – Юрий Осипенко. Музыку к фильму написал Владимир Матецкий. А песню на его музыку и стихи Андрея Лукьянова исполнила Вика Цыганова.
Кстати, герои Павла Деревянко и Ирины Пеговой тоже поют, причём сами. А Павел даже специально для фильма научился играть на баяне. Для этого мы приглашали ему педагога.
– Где проходили съёмки?
– В Орле и под Орлом, в деревне Собурово. Снимали минувшим летом, как раз в то время, когда стояла 40-градусная жара. Рядом была речка, и Ирина Пегова, любительница поплавать, за день успевала раз пять в неё окунуться. Впрочем, и вся съёмочная группа, как только появлялась свободная минутка, тянулась к воде. Настроение было хорошее, много работали, отдыхали. Кстати, я сам родом из Орловской области, так что снималось легко. А жили в пансионате «Юность» под Орлом, который расположен в дубовом лесу.
– Как, по-вашему, зритель воспримет картину?
– История зрителю должна быть интересна. Лёгкая и ироничная, она своими персонажами и юмором чем-то напоминает шукшинские рассказы. В ней есть и философская составляющая. Что побуждает человека творить? Чистота мира и мыслей, состояние души. А мешают «светские» тусовки и всякая околотусовочная шелуха. Истинный художник, попадая туда, уже не может творить, он разрушается. И в нашем фильме показаны две стадии творческого процесса – созидание и разрушение.
Картина заставляет и погрустить, и посмеяться, и задуматься. Мне кажется, фильм будет интересен зрителям любого возраста.
Из досье
Владимир Фатьянов – сценарист, режиссёр. Окончил МИСИ им. В.В. Куйбышева и ВГИК им. С.А. Герасимова (сценарный факультет, мастерская В.И. Ежова). Режиссёр и сценарист полнометражной картины «Правосудие волков», телефильмов «Сердце капитана Немова», «Маршрут», «Стервы, или Странности судьбы», «Лузер» (совместно с Александром Абдуловым). Режиссёр телефильма «Последний бой майора Пугачёва», сценарист сериалов «Дальнобойщики-2» и др.
Член Союза кинематографистов России, член Гильдии кинорежиссёров России.