395 фильмов из 23 стран будут показаны на Берлинском международном кинофестивале, который в 62-й раз открыл фестивальный сезон. В программе основного конкурса 18 мировых премьер, в том числе классиков Паоло и Витторио Тавиани, Чжана Имоу, Стефана Долдри…
Как короля в театре играет свита, так и фестиваль создаёт не только конкурсная программа, но и её контекст. Берлинале выстраивает его, традиционно опираясь на трёх китов. Во-первых, горячий политический контекст. Чем горячее, тем лучше. Политическую карту Берлин разыгрывает мастерски. В центре внимания «арабская весна» 2011 года. Причём эта тема проведена по всем программам: фильмы, документальные и художественные, публичные дискуссии с участием арабских кинематографистов, художников, писателей, выставка видеоарта из Ливана. Плюс – приглашение деятелей культуры из Алжира, Палестины, Ливана в жюри трёх фестивальных программ.
Во-вторых, Берлин умеет делать ставку на историю кино. На этот раз обещают премьеру новой отреставрированной копии фильма Сергея Эйзенштейна «Октябрь» (1927). В основе реконструкции работа Наума Клеймана, но Мюнхенский музей кино, который в 1970-х купил копию фильма у нашего Госфильмофонда, использовал также фрагменты более ранних съёмок картины из Киноинститута в Амстердаме и Немецкого федерального архива. Найдены партитуры музыки к фильму, написанной Эдмундом Майзелем (1894–1930). Он, надо сказать, обожал эксперименты со звуком и написал новаторскую музыку с использованием «шумов» и жёсткого ритма, которая сегодня выглядит чуть ли не предшественницей панка и техно.
«Октябрь» стал частью ретроспективы «Красная фабрика грёз», посвящённой студии «Межрабпомфильм» и «Прометею». В эпоху, когда большевики ещё грезили о мировой революции, сотрудничество советских и немецких кинематографистов было очень плодотворным. Вот им-то и заинтересовалось Берлинале. К ретроспективе подготовлен не только телефильм, но и выпущен увесистый том международных исследований. Плюс сделаны новые копии фильмов, в том числе картины Фёдора Оцепа по пьесе Льва Толстого «Живой труп» (1929).
Надо сказать, что в этом году Россия представлена едва ли не только «архивным кино». Впрочем, в «Панораме» покажут фильм Алексея Мизгирева «Конвой», а в «Форуме» – фильм Андрея Грязева «Завтра» о группе «Война», которая приглашена в качестве коллективного сокуратора на Берлинскую биеннале 2012 года. Но в основном конкурсе наших лент нет, если только не считать участие Александра Роднянского в продюсировании фильма «Машина Джейн Мэнсфилд», который поставил Билли Боб Торнтон.
Между прочим, немцы к копродукции относятся очень серьёзно. По крайней мере в конкурсе можно обнаружить минимум четыре фильма, в которых немцы выступают сопродюсерами. В том числе и картину «Пленник», поставленную любимцем Канн филиппинцем Брильянте Мендосой (в «Пленнике» участвует и французская звезда Изабель Юппер). Если вспомнить, что в охоте на «Медведей» участвуют ещё и три немецких режиссёра – Кристиан Петцольд («Барбара»), Матиас Гласнер («Милосердие»), Ханс-Кристиан Шмидт («Домой на выходные»), то очевидно, что Берлинале грамотно поддерживает своих кинопроизводителей.
К тому же копродукция, как правило, широко используется для съёмок авторского кино. И это, пожалуй, третий «кит», на котором стоит фестиваль. Поддержка авторского кино идёт и на Европейском кинорынке (причём в этом году на нём мощно представлены американские «независимые»), и во всех программах. И – что немаловажно – в жюри.
Достаточно сказать, что его возглавил Майкл Ли, британец, ценящий социальное высказывание, неангажированность, антибуржуазность. Под его началом будут работать иранец Асгар Фархади (триумфатор Берлинале прошлого года), француз Франсуа Озон, голландец Антон Корбейн, актёры Джейк Джилленхол, Шарлотта Генсбург, Барбара Зукова, алжирский писатель Буалем Сансал.
Какой вердикт вынесет команда Майкла Ли, мы узнаем 18 февраля. Но один «Золотой медведь», самый почётный, за вклад в кино, достанется Мерил Стрип. А «Камера Берлинале» будет у Рэя Долби, того самого, благодаря которому долби-звук в кинотеатрах стал чем-то само собой разумеющимся. Кто бы мог подумать, что он начинал в 1965 году с того, что пытался убрать «шипение» с магнитофонной плёнки?
, спецкор «ЛГ», БЕРЛИН