18 марта в Москве в Выставочном центре на Красной Пресне открывается ежегодная туристическая выставка «Отдых и путешествия», участником которой является и компания «Тартус-тур» (павильон № 1, стенд № 322).
Две известные в туристическом бизнесе «тур-леди» Елена Поплинская и Любовь Романова, представляющие компанию «Тартус-тур», несмотря на трудные времена, не побоялись взять в самостоятельную аренду исключительно для русских туристов несколько рейсов известной в Европе швейцарской судоходной компании и предложить туристическому рынку эксклюзив – круизы по Рейну, Майну, Роне, Мозелю, Дунаю.
Их речные круизные туры – комфортабельные и разнообразные для наших путешественников географические открытия. Вместе с ними и я, бывалый турист, открыла для себя Францию, какой никогда не знала.
Открытия начались с аэропорта Сент-Экзюпери в Лионе, куда к месту начала круиза нас доставили самолётом. Воистину аэропорт – достойный памятник знаменитому земляку-лётчику, совмещающий огромные размеры с уютом, величие и комфорт. Одна только движущаяся лента эскалатора через всё здание, экономящая твои силы, чего стоит! В городе тоже есть памятник Антуану де Сент-Экзюпери и его Маленькому принцу. Французы стараются бережно сохранить все культурные наслоения минувших веков, оставить живые следы присутствия своих великих сынов и в нынешней жизни. Хозяин кафе в центре Арля до сих пор сохраняет в интерьере сочетание синего с жёлтым цветом, как было при Ван Гоге, куда великий безумец так любил заходить посидеть… А рядом – лечебница, где он лежал с отрезанным ухом. Литографии его картин, где жёлтое с синим… его звёздное небо… его подсолнухи… вы сможете тут же купить, в городе, который он так любил, совсем недорого, за 10–12 евро. Вам предоставят возможность побывать и в его последнем обиталище, старинном монастыре в глубине Прованса, где до сих пор больница для душевнобольных и где мирно рядом соседствуют теперь уже только скульптурный памятник гениальному художнику с палатами сегодняшних больных, с храмом, где молился тот и нынешние…
Всё как есть, как накопилось и осталось в веках, прошлое и настоящее, вместе, воедино.
Вот дом в Сан-Ремо, где родился Нострадамус, обыкновенный еврейский врач, придумавший лекарство от чумы… Вот его могила. Среди оливковых рощ и лавандовых полей стоит мельница, которую Альфонс Доде считал одним из действующих лиц всех своих произведений, в том числе самого известного – «Тартарен из Тараскона». Развалины замка Бо, до них ещё надо добраться, где по легенде устраивались шабаши ведьм…
Старинный театр в Лионе, памятник классицизму, а над ним стеклянный купол, сегодняшняя надстройка. На площади рядом современные скульптурные абстракции, если тебе не скажут, про что они (любовь… мир…), ни за что не догадаешься. Хоть вроде бы всё несоединимо, по-французски логично, причудливо и… красиво.
В Гренобле мы долго бродили по булыжным мостовым, выложенным, как ковры, не могли найти дом, где родился Стендаль. Любезный француз (как только мы поняли друг друга, он – ни слова по-русски, а мы – по-французски) с двумя тяжёлыми пакетами, видимо, вышел утром в праздники за провизией, изменил маршрут и повёл нас к дому, где висела мемориальная доска Стендалю, да ещё показал места, где жили один его дедушка и другой, где сохранился навесной мостик между домами, построенный его отцом, заодно показал место, где было кафе, куда тот любил заходить.
Любезность французов – отдельная тема. «Я знаю, что вы меня не поймёте, – обращается к туристам водит ель автобуса Гастон на своём грассирующем французском, – но я хочу пожелать вам здоровья и счастья».
Во Франции теперь живут много наших соотечественников, которые, получив проверенное российское гуманитарное образование, взяли на себя труд гидов и переводчиков, облегчая наше путешествие по Франции.
Высокий уровень экскурсионного обслуживания – тоже одна из отличительных примет работы «Тартус-тур». Одно впечатление теснит другое.
Папский дворец в Авиньоне, где соседствуют постройки X, XII, XIV веков, ещё гораздо более ранние, двухтысячелетней римской давности, амфитеатры в Лионе, Арле, Вьенне – живые следы истории, прошлое и настоящее удивительной, прекрасной Франции. Бесконечно интересно наблюдать за жизнью французов. В Рождество, на Новый год улицы самых больших оживлённых городов вымирают. Даже если жители Лиона, Марселя никуда не уехали отдыхать, они всё равно сидят по домам, разве что поутру выйдут в соседнюю булочную за непременным свежим багетом и круассанами, ассортимент их булочных – отдельная песня.
Улицы оживились лишь 7 января, в объявленный день распродаж, когда я вместе с французами оказалась в их магазинах во Вьенне. В этот день и мы могли «поживиться» французской одеждой, обувью, винами, скидки были действительно большими, но как по-своему вели себя французы! Нет, они не штурмовали «сейлы», как американцы или немцы, – гуляли, рассматривали, приценивались, общались друг с другом, а если и покупали, то одаривали…
Потомок графов Даркур, молодой красавец в джинсах и свитере встречал туристов в сводчатых подвалах собственного замка и устраивал дегустацию вин со своих виноградников. Настоящее божоле, да ещё из рук графа!
В Провансе дул пронизывающий мистраль: что это за ветер, можно тысячу раз прочесть у Стендаля, Флобера, Мопассана, но и понять его можно, только почувствовав. Вместе с альпийскими туманами.
Да, это был не просто отрепетированный со многими туристами подъём на лифте в Эйфелевой башне или пробежка в толпе по набережной Круазетт в Каннах, а хоть и короткое, всего 8 дней, но неспешное путешествие по настоящей Франции, по её провинциям Прованс и Рона-Альп.
В Авиньоне, незадолго до отправления нашего теплохода Swiss Pearl, мне удалось совсем ненадолго выйти на берег, пройтись по нему, побыть одной: в такой поездке, где 110–120 попутчиков становятся семьёй, это большая редкость, и вдруг мне посчастливилось увидеть закат, закат солнца на Роне. Огромный раскалённый шар падал в воду… Собственно, было два шара, второй, точно такой же, отражался в прозрачной воде, как размноженные водой звёзды на картинах Ван Гога.
Французы любят рассказывать легенду, будто при раздаче Богом земель их представитель стоял в стороне, влиться в толпу ему мешала гордость, раздача кончилась, толпа рассеялась, француз подошёл к Создателю, а у того уже не оказалось свободных пространств. «Раз так, то получи капельку рая», – услышал абориген от Бога. Я и вправду побывала в раю!
Такой же круиз запланирован у компании «Тартус-тур» на том же теплоходе Swiss Pearl в июле 2009 года, с 10-го по 18-е. Его маршрут: Марсель–Арль–Авиньон–Монтелимар–Турнон–Вьенн–Лион, это только на теплоходе. А с помощью автобусов ещё и Гренобль, Шоранж, Вивье-Гриньян, Прованс-Моли…