Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управление подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 27 августа 2025 г.
  4. № 34 (6998) (27.08.2025)
Телеведение

«Окно в Европу» разрушает стереотипы

«Инстинкт», «Жемчуг» и другие открытия

27 августа 2025
Рауль Гейдаров ( в центре) и его картина «День рождения Сидни Люмета» удостоены сразу нескольких фестивальных наград / Геннадий Авраменко

Андрей Князев, Алексей Вищец

Проходивший в течение недели в Выборге 33-й кинофестиваль российского кино «Окно в Европу» нарушил сложившиеся за многие годы традиции и стереотипы уже в первый день проведения.

Вместо официальной части с приветствиями от руководства Союза кинематографистов и Ленинградской области гости слушали капустник в исполнении президента фестиваля, известного кинорежиссёра Сергея Урсуляка и актрисы Дарьи Мельниковой. На церемонию был приглашён почётный гость – народный артист России Фёдор Добронравов, который, как метко пошутил Урсуляк, «очень хотел вести церемонию открытия, но проиграл Дарье Мельниковой». Потому что в детстве не играл в популярных сериалах, не получал престижную кинопремию «Аванс», а только отдельно аванс и премию, и... не входил в сотню самых красивых женщин кино и театра, даже в ранней юности. Эти и другие шутки зрителям понравились, как и всё происходящее на торжественной церемонии.

В нарушение традиций фильмом открытия стала простая и незатейливая комедия «Геля» режиссёра Стаса Иванова, включённая за несколько дней до начала фестиваля в конкурс «Выборгский счёт», в котором победителей выбирает не профессиональное жюри, а зрители.

Дорого и... сердито

Продолжилось нарушение традиции и возросшими ценами на билеты на киносеансы. Если в прошлые годы, кстати уже после пандемии, билеты на дневные и вечерние сеансы стоили от 300 до 500 рублей, то в этом году – полторы тысячи. Вероятно, по этой причине многие выборжцы не смогли осуществить свои мечты – купить билеты больше чем на один сеанс. И потому зал во время конкурсов неигрового, да и игрового конкурса был заполнен меньше чем наполовину.

Не было среди гостей фестиваля легенд российского кино, кроме, пожалуй народного любимца Фёдора Добронравова, режиссёра и генерального директора «Мосфильма» Карена Шахназарова и народной артистки России Ларисы Лужиной. Но и они приезжали всего на два-три дня, как и актриса и депутат Госдумы, заместитель председателя думского комитета по культуре Елена Драпеко.

Не обошлось без технических накладок: в зале во время просмотра в первые дни киносмотра случались проблемы со звуком, пока один звукорежиссёр, находившийся в зале, не навёл суеты. Только тогда проблемы устранили. Во время общения со зрителями, после показов, было сложно слышать, что говорили сами актёры, режиссёры, продюсеры.

Такие разные фильмы

Конечно же, на фестивале были картины, вызвавшие живой отклик в сердцах зрителей. К примеру, фильм Ильи Хотиненко и Владимира Карабанова «Чучело». Как заметила продюсер Елена Гликман, это не ремейк картины Ролана Быкова, а новая экранизация повести Владимира Железникова для молодого поколения.

Мюзикл, в основу которого легла театральная постановка Карабанова по мотивам «Чучела» с песнями и танцами. Авторы перенесли действие в наши дни, а основным источником зла сделали соцсети, развращающие неокрепшие юные умы. Интересно, что в главной роли в фильме снялась блондинка Мария Симонова, а присвоенная ей обидная кличка объясняется самым нелепым образом. Фильм также дополнили отсутствовавшим в оригинале хеппи-эндом.

Режиссёр Евгений Григорьев и один из его соавторов сценария и продюсеров, Иван Капитонов, не скрывали, что их лента «Кто-то должен умереть» появилась на свет экспромтом, всего за несколько дней. Приступая к съёмкам, эта многочисленная команда ещё не знала финал истории.

А вот полнометражный режиссёрский и сценарный дебют Камилы Рамазановой «Встречные» оказался попыткой представить на экране что-то похожее на российскую реальность. Получилась, правда, не очень правдоподобная картинка воображаемой глубинки, населённой персонажами советских фильмов эпохи позднего застоя, которые ведут друг с другом задушевные разговоры. Вообще, игровой конкурс оказался самым уязвимым. Повсеместно на молодых, да ранних. Потому Слава Росс, представлявший картину «Догги», оказался едва ли не единственным, кто сумел до конца удержать планку.

Мнения

Один из гостей кинофестиваля – молодой актёр театра и кино из Питера Арсений Ермаков:

– Фильм-победитель фестиваля «День рождения Сидни Люмета» мне понравился больше других, в этом я солидарен с жюри.

Это в хорошем смысле простая и добрая картина. В ней нет масштабных декораций и дорогих спецэффектов, но есть живой воздух и человеческое общение. Такой истории глубоко сопереживаешь. А вот фильм «Догги» вызвал противоречивые эмоции. Снято очень красиво и эстетично, но ассоциировать себя с персонажами оказалось непросто, настолько у них необычные мотивации, и я до сих пор немножечко зол на этот фильм. Ещё один актёр, Арсений Писаревский, рассказал, что его внимание привлекло несколько картин в основном конкурсе, но особый след в душе оставили фильмы «Делириум» Славы Березовского, «Геля» Стаса Иванова и «Встречный» Камилы Рамазановой. Эти и другие фильмы, показанные на фестивале, будут с интересом смотреть зрители в кинотеатрах, на онлайн-платформах. Рад, что побывал на мастер-классах профессионалов – Карена Шахназарова, Алёны Званцовой, Саввы Минаева и других, много нового узнал, посетив эти активности.

«Диалог культур»

В рамках кинофестиваля в библиотеке Алвара Аалто состоялась презентация международного медиафорума молодых журналистов «Диалог культур». Проект представил его идейный лидер и организатор, председатель медиаконгресса «Содружество журналистов» Ашот Джазоян. В 1998 году по его инициативе на факультете журналистики Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова был создан международный курс для студентов факультетов журналистики государственных университетов стран СНГ и Балтии. А вскоре появился медиафорум «Диалог культур». В прошлом году в нём приняли участие 350 авторов из 32 стран. За 19 лет существования форума его участники представили более 3000 работ об истории и традициях своих стран, создали более 5000 репортажей об Эрмитаже, Санкт-Петербурге, Ленинградской области и других регионах нашей страны. В прошлом году аудитория трансляции насчитывала более 40 000 уникальных пользователей. Свои работы прислали участники из 65 регионов России.

Рефлексии жюри

Жюри игрового конкурса возглавлял очень востребованный сценарист Олег Маловичко. На открытом заседании жюри он выступил образно, хотя и витиевато: «Я хотел бы спрятаться за спину Чарльза Диккенса и переиначить его фразу применительно к фестивалю. «Это была прекрасная неделя. Это была ужасная неделя. Это была прекрасная программа. Это была ужасная программа. Нас несло по кочкам все эти дни. Мы находились на пике восторга и на дне отчаяния. И эту радость, и эту боль нам подарили картины конкурса. Мне хотелось в каждой конкурсной картине обострить конфликт. Мы сильно оторвались от того, что происходит в стране, в мире, вокруг нас».

Киновед и режиссёр Любовь Аркус, возглавлявшая жюри документального конкурса, отметила, что в конкурсе было немало хороших картин о людях, а не об абстракциях. Её порадовало то, что документальное кино отошло от привычных в последнее время трендов. Аркус считает, что в нашей стране всё больше делалось зализанного, блокбастерного документального кино за большие бюджеты, в котором мало человеческого, и так называемого кинонаблюдения, занявшего слишком много места.

Как заметил киновед и программный директор фестиваля Андрей Апостолов, собрать программу сугубо фестивального кино всё сложнее, ибо смелых и экспериментальных картин практически нет.

Раздача слонов

На торжественной церемонии закрытия форума, которая по традиции прошла в стенах Выборгского замка, победителям вручили награды. Президент фестиваля Сергей Урсуляк вёл церемонию вместе с актрисой Дарьей. Урсуляк прошёлся по этому поводу в свойственной ему манере, заметив, что не все в оргкомитете знали, что это его дочь.

– Наивные, они думали, что родственные связи в кино ушли в прошлое, – заметил режиссёр под смех гостей и зрителей. Кстати, Урсуляк рассказывал, что в молодые годы подрабатывал конферансье, в том числе на свадьбах, и это ему до сих пор помогает: когда простой в работе режиссёра, он берётся за старое.

Обладателем Гран-при игрового конкурса стала картина «День рождения Сидни Люмета» Рауля Гейдарова.

Специальный приз жюри «За искренность и человечность» получила картина «Встречные», режиссёр Камила Рамазанова.

Специальный приз жюри «За энергию на экране» достался фильму «Геля», режиссёр Стас Иванов.

В конкурсе «Выборгский счёт»:

Большой приз им. Армена Медведева получил фильм «Жемчуг», режиссёр Тина Баркалая.

В конкурсе неигрового кино:

Главный приз – «Инстинкт», режиссёр Филипп Устинов.

В конкурсе анимационного кино:

Главный приз – «Жил-был тигр», режиссёры Марина Верик, Дмитрий Мосягин.

Тэги: Кинофестиваль
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Небанальность зла

    07.02.2025
  • Выборгская арифметика

    21.08.2024
  • Снова вместе и снова в Ялте

    17.06.2024
  • «Волоколамский рубеж» – «Донбасскому рубежу»

    27.12.2023
  • Мост дружбы с Британией, или «Фестиваль грёз» под эгидой мэрии Сочи

    07.12.2023
  • На крыльях золотого дракона

    1192 голосов
  • Кино с победитовым наконечником

    33 голосов
  • Здравствуйте, мальчики!

    27 голосов
  • Движение в народ?

    20 голосов
  • Политическая сообразность

    19 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Книга Выставка Интервью Событие Утрата Новости Театральная площадь Век ЛГ рейтинг Классики Очевидец
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение
  • Обработка персональных данных
ВКонтакте Telegram YouTube RSS