Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 23 сентября 2015 г.
  4. № 37 (6525) (23.09.2015)
Искусство

Олег Погудин: «Попса» – это не для меня»

23 сентября 2015

Раз в год виртуозный исполнитель русских романсов Олег Погудин выступает в Москве и в Питере с программой, целиком состоящей из лирических песен советского периода. Называется она «Любовь останется». В столичном концерте прозвучали многие знаменитые хиты минувших лет – от «Сормовской лирической» до «Московских окон» и «Надежды».

– Я исполняю эти песни с удовольствием, – рассказал в интервью «ЛГ» Олег Погудин накануне концерта. – В песнях, которые я пою, нет идеологической составляющей, они все про любовь. Поэтому их можно отнести к разряду романсов. Это песни, которые звучали во времена моего детства, моего взросления, песни, которые исполнялись великими певцами и певицами, в них живут настоящая душа, талант и мастерство. Даже как музыкальный материал они очень интересны. А кроме того, подчёркиваю, в них есть какое-то совершенное особое отношение к человеку. Герой этих песен – сильный, мужественный и в то же время ласковый, нежный и, я бы сказал, глубоко оптимистичный человек. Человек, которому можно верить, на которого можно положиться, который желает другим людям добра. А это большая редкость в любом другом репертуаре. Поэтому кроме чисто музыкального, профессионального интереса есть артистический и, если хотите, философский интерес. Хочется предъявить слушателям мысли и чувства тех людей, которые на самом деле верили в то, что поют, в то, что строят, и, кстати, большинство из них остались честны перед своей верой.

– В какой мере современная популярная музыка продолжает традиции советской эстрадной песни?

– Простите за резкость, но преемственность в этом смысле нарушена. Уничтожены объективные критерии популярной песенной культуры, недаром даже закрепился такой термин – «попса». У современной популярной музыки совершенно иные принципы, задачи, цели. В основном это танцевальная музыка, там нет серьёзного запроса к тексту, к качеству мелодии. Часто мелодия вовсе отвергается, всё подчиняется ритму, который заставляет человека двигаться, а иногда просто дрыгаться. В общем, это переходит из области искусства в область физио­логии. И не имеет ничего общего с советской лирической песней и, кстати, с городским романсом.

– На ваших вечерах романса всегда аншлаги. Но если взглянуть на московскую афишу, то станет ясно, что романтика романса занимает весьма скромное место в музыкальной жизни столицы…

– И так, и не так. Дело в том, что романс всегда был немножко в стороне. Это не классическая музыка, куда люди идут, чтобы оценить ис–полнительское мастерство, окунуться в музыкальную стихию высокого художественного и технического уровня. Это и не какая-то песня из подворотни. Это жанр, который обладает своей публикой – не буйной, не громкой, не нарочитой. Романс – жанр тихий, но это не означает, что его не слышно. На самом деле иногда его слышно лучше, чем любую другую музыку, потому что он апеллирует не столько к уму, сколько к сердцу. И поэтому он будет желанен всегда.

Другое дело, что романс совершенно не в тренде эпохи. Эпоха – и для меня это личное и очень глубокое переживание – становится всё агрессивнее, жёстче. А элегические жанры востребованы людьми, которые не приемлют агрессии, злобы, которые хотят сохранить самый, наверное, большой дар человеческий – способность любить. В этом смысле романс бессмертен. Потому что эта песня о любви доступна восприятию человека любого уровня. Без каких-либо цензов. Чтобы эту музыку воспринимать, у человека должно быть только одно – желание любить.

– Появляются ли современные романсы или это исторический жанр, ретро?

– Появляются, некоторые из них достаточно интересны. Но я больше ориентирован на классический репертуар, потому что это великолепно, это чудо, до которого, как мне кажется, никто из современных авторов не дотянулся. Вы сказали, романс – это ретро. Не совсем так, хотя и ретро тоже. Но если провести аналогию, опера – это ретро или развивающийся жанр? Все шедевры, без которых не обходится ни одна афиша ни одного оперного театра, написаны давно. Но это не значит, что жанр остановился или умер. Опера собирает гигантское количество публики по всему миру. Потому что это – классика! И романс вошёл в разряд классических произведений. Соответственно он будет существовать в своих лучших образцах все­гда и всегда будет современен. Будут ли какие­-то прорывы, что-то кардинально новое? Не уверен. Как мне кажется, даже лучшие современные образцы всё-таки адресуют нас к историческому романсу. И по мелодии, и по текстам, и по попыткам стилизации. Даже самые талантливые произведения всё равно тяготеют к традиции – это, наверное, свойственно для любого классического жанра.


«ЛГ»-досье

Народный артист России Олег Погудин родился 22 декабря 1968 года в Ленинграде. В 1990 году окончил с отличием театральный институт. Работал актёром в Большом драматическом театре. С 1993 года посвящает себя исключительно концертной деятельности – как в России, так и за рубежом. В репертуар артиста входит свыше 500 песен и романсов. Сам Погудин называет себя представителем эстрадного жанра, который старается выступать на академическом уровне.

Тэги: Музыка
Обсудить в группе Telegram

Игорь Логвинов

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • «Я русская»

    16.10.2024
  • Сочи. «Сириус». Аплодисменты

    20.06.2024
  • Портал в мечту

    17.04.2023
  • Мемориальный концерт

    29.03.2023
  • Лекарь душ человеческих

    29.03.2023
  • Под сенью олимпийских муз

    801 голосов
  • Андрей Макаревич: «Я ненавижу конспирологию…»

    95 голосов
  • Вопиющие гласы

    79 голосов
  • Гений

    60 голосов
  • Чужих наречий погремушки

    47 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS