Народный артист России Олег Митяев объединяет вокруг своего фестиваля «Крепитесь, люди, скоро лето» (он пройдёт 20, 21 и 22 апреля в киноконцертном зале «Эльдар») всё больше замечательных артистов. В этом году к его команде присоединилась актриса театра и кино Ольга Красько.
– Ольга, как вы попали в орбиту фестиваля?
– Рано или поздно это должно было случиться, наши с Олегом «орбиты» временами пересекаются. Мне не раз доводилось выступать в киноклубе «Эльдар», художественным руководителем которого он является. А недавно встретились на вечере памяти Юрия Визбора, где я была ведущей, и Олег предложил выступить на фестивале, на что я с радостью согласилась.
– Не все ваши поклонники знают, что помимо кино и театра в вашей жизни немало места занимает и авторская песня. С чего всё началось?
– Со сказочного везения – Димы Матюшина, в среде КСП он человек очень известный! Я застала ещё время старших пионервожатых, и в нашей школе был турклуб. Мы ходили в походы, а какой же поход без костра и песен под гитару. После первого же похода мне захотелось самой научиться играть. Вот Дима и познакомил меня с авторской песней и научил играть на гитаре.
– Первую подобранную песню помните?
– Конечно! «Ребята, надо верить в чудеса» – стихи и музыку написал Владимир Ланцберг. Когда мне было лет одиннадцать, она была очень популярна. Дима мне её показал, так и началось. Мы дружим до сих пор, он часто аккомпанирует мне на концертах. Они не сплошь посвящены именно авторской песне, там есть и песни из советских фильмов и стихи Серебряного века.
– Смешение жанров вас не пугает?
– Нисколько, я ведь не делю поэзию и музыку на жанры – они либо трогают за душу, либо нет. А если трогают, то почему бы им не звучать рядом?
– Не каждый, кто подростком взял в руки гитару, становится артистом. Была в вашей жизни и ещё одна счастливая встреча – с Ефимом Борисовичем Штейнбергом.
– Дима Матюшин привёл меня в отряд «Надежда», созданный Ефимом Борисовичем. Когда пионерская организация перестала существовать, он сохранил отряд, потому что очень любил всех нас. Отряд давал нам смысл жизни: его девиз – «Нести добро и радость людям». Мы, как тимуровцы, помогали старикам, ставили новогодние сказки для малышей, ездили с концертами по ближним и дальним краям. Выступали в воинских частях, домах престарелых и детских домах, в сельских клубах, а иногда прямо в овощехранилище или теплице, где наши зрители устраивались кто как мог, прямо на мешках с картошкой. Мы были зелёными, немногое понимали в жизни, но видели, как во время концерта разглаживались морщины на усталых лицах, как теплели взгляды. К измученным тяжёлой работой людям возвращалась радость жизни, значит, всё, что мы делали, было не напрасным.
– Ефим Борисович и благословил вас в профессию?
– Да, это он мне посоветовал, я об актёрстве и не думала. Вот говорят, сейчас дети другие, так и мы, когда пришли в отряд, отличались от своих предшественников. Понимаете, он каждого из нас видел насквозь, мы для него были не усреднённой массой, а индивидуальностями. Ефим Борисович сам когда-то осваивал актёрскую науку. Мы с ним читали стихи, занимались голосом, речью. Не так, как в театральном институте, конечно, но достаточно серьёзно. И когда я поступила в Школу-студию МХАТ, у нас даже общий педагог оказался – Анна Николаевна Петрова, ученица Кнебель. На курсе Олега Павловича Табакова она занималась с нами сценической речью. Ефим Борисович – уникальный человек! Отряд, созданный им 60 лет назад, действует до сих пор. У него недавно день рождения был, так выпускники к нему целый день с поздравлениями шли.
– Нередко приходится слышать, что время авторской песни безвозвратно ушло. Готовы поспорить?
– А зачем? Тем, кто так говорит, авторская песня просто не нужна. А для нас это возможность поговорить по душам со слушателями, поделиться сокровенным, о котором невозможно говорить на бегу, в суете, когда нет времени остановиться, прислушаться друг к другу и понять что-то очень важное и про себя, и про тех, кто в зале. Человеку сегодня и в самом деле очень боязно открывать душу, мы утрачиваем доверие к миру и людям. Мне кажется, авторская песня – один из немногих оставшихся нам способов это доверие вернуть.
– Некоторые ваши коллеги считают, что это происходит потому, что авторскую песню создают обычные люди, а не профессионалы. Согласны?
– Я не делю песни по авторству. Мне важен смысл, который в них заложен. И в советской эстраде, и в кино много прекрасных песен, наполненных чистым чувством, высокой мыслью. Они до сих пор любимы огромным количеством людей, их поют не только со сцены. В авторской песне, может быть, больше трепета и душевности – а нам этого в наши прагматичные времена так не хватает. Не зря же люди самых разных возрастов с грустью вспоминают вечера у костров, студенческие и пионерские походы, семейные застолья – всё, что без песни немыслимо. Она либо отзывается в сердце, либо нет. А кто её написал – профессиональный поэт и композитор, геолог, физик или журналист – не имеет значения.