При знакомстве она сказала, что живёт в ритме, в котором живёт большинство жителей Москвы и других больших городов. К тому же был именно тот момент, когда съёмки эпизодов нового фильма заканчивались за полночь, а утром ей надо снова быть в форме. И всё же удалось выкроить время для беседы.
– Ольга, в одной из газет интервью с вами вышло под рубрикой «В гостях у звезды». Вы ощущаете себя звездой? Как вообще относиться к тому, что кто-то появился в двух-трёх ролях и уже – звезда?
– Честно скажу, даже не знаю, о каком интервью речь. Я иногда вижу в Интернете отклики зрителей на мои работы, благодарна за добрые слова и поддержку, очень ценю внимание к моему творчеству, спасибо за высказанные замечания – не только в мой адрес, но и относительно того, например, что фильмы, в которых я снималась, почему-то не выпускают на центральные телеканалы. Прочитываю также и статьи, интервью, стараюсь почерпнуть в них что-нибудь полезное.
Звездой себя не ощущаю, и это для меня безусловно и неоспоримо. Даже обсуждать не стоит. Что же касается второй части вопроса, то иногда достаточно одной-единственной роли, чтобы стать звездой. А можно сняться в десятках фильмов и работать в кадре всегда высокопрофессионально, однако ведь даже бриллианты и золотые монеты могут подчас затеряться, утонуть в кинопотоке… Многое должно сложиться, совпасть, чтобы какая-то роль выстрелила. И всё же без большого таланта, без личной харизмы ничего не получится. Обстоятельства не сбегутся.
– Одна роль. Это, скажем, Татьяна Самойлова в фильме «Летят журавли»?
– Да. Но я об этом даже говорить боюсь. Это такая высота, такая проникновенность. И это совсем другая эпоха.
Сейчас влияние рекламы, денежных вливаний бывают важнее самого артиста и того, что он на самом деле значит.
– Однако подобные изменения в работе «кинофабрики звёзд» о многом говорят. Разве не так?
– Они говорят о том, на что в наше время клюёт массовый, как принято называть, зритель, на что идут деньги и что раскручивают самые популярные масс-медиа. Так, между делом вроде бы формируются вкусы, пристрастия, мировосприятие, подспудно выстраивается цепочка, которую попробуй потом разорви.
Но я бы не хотела спешить с выводами. Только время покажет. Вот фильм «Девчата». По-моему, наши мамы воспринимали его как какой-то очень лёгкий и очень простой. Так, слышала, и пресса его тогда подавала – как бы легковесным. Или картина «В бой идут одни старики», я имею в виду первоначальную версию, до перевода фильма в цвет. Его ведь тоже долго не выпускали на экраны. А сейчас их хоть по сто раз пересматривай и не надоест. Такой там юмор хороший, доброе содержание, незабываемые актёрские работы.
Эх (вздыхает), не знаю, может, в будущем будет ещё хуже. Похоже, вообще к комиксам перейдём. Налицо, надо признать, деградация. И кино, и его восприятия. Грустно иногда бывает…
Фильмы снимаются в катастрофически быстром темпе. Из нас тоже в институтах растят не глубоких актёров, а синтетических, которые должны всё уметь – быстро запоминать тексты, петь, танцевать, фехтовать и так далее. Всё это, конечно, необходимо, но важно не забывать о душе, о своей индивидуальности.
Время наше – клиповое. Разве не замечали? Мы даже глазами не можем на чём-то долго остановиться.
– Тогда и чувства, выходит, клиповые? Раз-два – и проехали?
– Это зависит от воспитания и самовоспитания. Я лично не могу при всём желании и при внешнем врастании в современный ритм безостановочно скакать галопом по Европам. Я научилась, я могу всё делать в нужном темпе, входить в новые обстоятельства. Но это не отменяет глубины подхода к жизни и ролям. Может, это происходит ещё и потому, что я застала то время, когда хотелось и можно было осмотреться, о чём-то подумать не на бегу. Моя дочка живёт уже в другом ритме, когда нет времени для остановок. И, похоже, у сегодняшних мальчишек и девчонок просто нет иного выбора, иначе отстанешь, окажешься на обочине.
В фильме «Репортёры» по роли у меня взрослый сын, а в картине «Кромъ» – дочь. С их исполнителями, двадцатилетними ребятами, за кадром тяжело удавалось найти общий язык, они – другие. Куда проще было общаться, обсуждать что-то важное с актёрами старшего поколения – например, с Виктором Раковым или Владимиром Гусевым. Или вот совсем коротким было общение с Галиной Беляевой, но мы быстро поняли друг друга, я чувствовала себя с ней очень легко и комфортно.
Ещё заметила, что общение даётся гораздо легче и со всеми, когда играешь главную роль, как это было в «Джонике», «Полёте аиста над капустным полем», картине «Кромъ», и когда вокруг тебя в процессе съёмок всё аккумулируется. Незабываемые ощущения – твоя душа раскрыта, распахнута, ты любишь всех и понимаешь всех, и к тебе все расположены, и эти чувства живут в тебе до сих пор, хотя со многими ни разу не виделся после окончания съёмок.
– Давайте вернёмся к звёздной теме. Кто для вас настоящие звёзды в нашем и мировом кино и почему?
– Может быть, тривиально… Евгений Леонов, Евгений Евстигнеев, Олег Даль… Фаина Раневская… В любой роли, которую они играли, очень высока температура, очень сильно затрагивается нерв души. Это и комические с виду роли Леонова, и драматические (по сценарию) – Даля, и любой эпизод у Раневской. Как это у них получается? Это нутро у них большого размера, энергию его они передают через годы и десятилетия.
Зарубежные. Энтони Хопкинс, Джек Николсон и моя самая любимая – Мэрил Стрип. Это – да! Это глубоко.
– Гм, Леонов, Евстигнеев, Хопкинс…
Невеликие красавцы…
– С красотой у меня свои отношения. Миллионы женщин млеют от Алена Делона. А у меня как-то не сложилось, он меня не трогает. Может быть, если всю его ретроспективу посмотреть, тогда что-то изменится. Внешняя красота для меня не главное.
– Олег Янковский.
– Вы спрашиваете об Олеге Янковском? (Ольга долго молчит.) Знаете, комок в горле… В спектакле «Женитьба» он с юмором прощался со всеми нами. Какую душу надо иметь и какой мужской характер?.. Его уход, уход Абдулова, беда с Караченцовым. Словно на театр «Ленком» опустилась мгла.
– Многие считают, что во мгле всё наше ТВ. Одни кошмарики. Но легче критиковать и брюзжать, чем что-то делать. Программа московского правительства по поддержке отечественных телефильмов – ответ действием. Вы это по себе знаете.
– Телевидение и жизнь – это круговорот. ТВ не лучше и не хуже окружения и всех нас. Но оно несёт и немалую ответственность за всех нас, что само, кажется, не всегда осознаёт. По-моему, мы эту тему с вами уже обсудили. Она довольно-таки грустная. Не хочется её продолжать.
Что касается московской программы поддержки отечественных фильмов, то я без малейших сомнений подтверждаю, что занимались и занимаются этим профессиональные люди из Комитета по телекоммуникациям и средствам массовой информации г. Москвы. Сама сталкивалась и знаю со слов коллег, что сотрудники соответствующего управления, которое занимается кино и телевидением, – его руководители, и рядовые работники, – старались и стараются помочь подобрать хорошие сценарии, пригласить хороших режиссёров, советуют и при выборе актёров, хотя это, конечно, не всем постановщикам нравится. Но дело не пускается на самотёк. Это хорошо. В итоге московское правительство, по сути, помогает проклюнуться хорошим росткам. Именно проклюнуться. Потому что в наше время совсем не факт, что готовый фильм дойдёт до зрителя. Наш фильм «Джоник» давно снят, уже завоевал призы на фестивалях. И что? Первый канал купил его, но показывали, как я слышала, только через «Орбиту». Благовещенск, Владивосток, Израиль…
– Будем надеяться, что пройдёт и по массовому каналу.
– Очень надеюсь.
– А о чём всё-таки новый фильм с вашим участием?
– Пока не скажу. Боюсь сглазить.
ДОСЬЕ. Ольга Озёрная родилась в Нижнем Новгороде, воспитывалась мамой, которая работала на заводе «Орбита». Училась в Нижегородском педагогическом училище, но покинула его за полгода до окончания и перешла в училище театральное. Закончила курс Семёна Эммануиловича Лермана и после завершения учёбы была приглашена в возглавляемый им Нижегородский театр комедии. Из выпуска Лерман взял только троих воспитанников. В 1994 году Ольга с первой попытки поступила в ГИТИС на курс Евгения Николаевича Лазарева, параллельно работала в Московском областном камерном театре. Сейчас занята только в кино. Снялась, в том числе в главных ролях, в картинах «Под небом Вероны» (режиссёры В. Усков и В. Краснопольский), «Полёт аиста над капустным полем» (В. Златоустовский), «Джоник» (Д. Томашпольский), «Репортёры» (Ю. Кара), «Дом на набережной» (А. Кордон), а также в картине «Кромъ» (М. Ведышев). Живёт в Москве, имеет десятилетнюю дочь.