Министр образования о Февральской и Октябрьской революциях и дне сегодняшнем
На большой пресс-конференции министру образования и науки России успешно отбилась от скандальных тем и продемонстрировала чудеса дипломатии.
Очернительства истории не будет
Пресс-конференция в ТАСС продолжалась уже почти два часа. На протяжении первого министр образования подробно, с цифрами и примерами, рассказывала об итогах 2016 года и задачах на 2017-й. Но как только журналистам дали возможность задавать вопросы, они буквально набросились на Ольгу Васильеву с проблемами совсем иного порядка.
Большинство интересовались подробностями недавних школьных секс-скандалов, широко растиражированных в СМИ. Многих волновала тема религии и того, насколько школьный дресс-код учитывает чувства мусульманских верующих. Кто-то просил «разобраться» с руководством столичного департамента образования, якобы «торгующего» должностями. Кто-то цитировал профстандарты и под хохот аудитории вопрошал: «Зачем пчеловоду разбираться во внешней политике НАТО?» А кто-то возмущался тем, что учеников заставляют убирать классы, коридоры и школьную территорию.
Только под занавес из зала прозвучали вопросы, касающиеся гуманитарной составляющей образования, педагогического авторитета, достойной оплаты труда учителя. А также тот, с которого началась эта публикация:
– В 2017 году исполнятся 100 лет событиям, которые оказали колоссальное влияние и на Россию, и на весь миропорядок. Речь о Февральской и Октябрьской революциях.
Некоторые партии и общественные организации уже начали подготовку к этим датам – кто-то в траурном плане, кто-то в праздничном. Будет ли Министерство образования рекомендовать школам проводить какие-то дополнительные уроки, посвящённые этим событиям? И если да, то с каким акцентом?
– Действительно, 2017 год связан с величайшими событиями, которые определили не только российскую, но и мировую историю, – согласилась Ольга Васильева. – И в школах действительно будут проходить уроки, посвящённые этому периоду, от февраля к октябрю. Причём изучать его будут и на уроках истории – безусловно, и на уроках обществознания – безусловно, и на уроках литературы XX века – тоже безусловно. Но проходить эти занятия станут именно как уроки истории. И никаких чёрных или красных акцентов при этом делаться не будет.
Министр образования подчеркнула, что мировоззренческую платформу не следует усиливать ни той, ни другой стороне. По её мнению, это должен быть просто разговор о том, что пережила страна, какие этапы на своём пути – трагические и возвышенные – проходила, чего достигла к настоящему времени.
– Потому что я, как историк, категорически против очернительства своей истории, – объяснила министр. – И считаю, что фактология, которая зиждется на источниках, превыше всего.
Кроме того, Ольга Васильева напомнила, что, готовя историко-культурный стандарт и зная, что эти проблемы обязательно будут возникать, работники министерства «специально вывели 20 самых сложных вопросов российской истории, включая медиевистику, древнюю историю, за рамки».
– То есть когда учитель станет рассказывать об этих событиях, не давая мировоззренческих оценок, не подчёркивая собственной позиции, он тем самым будет давать ученику возможность посмотреть на явление с разных точек зрения, узнать, как трактуют это событие разные исторические школы и какие существуют подходы, – заключила министр образования.
Лично меня это, не скрою, немало порадовало. Как и ответ на другой вопрос, не менее важный.
Об информации политической и сексуальной .
– Не планирует ли министерство возвращать в школы политинформацию? В сложившихся условиях это представляется более чем своевременным.
Услышав такое, я, признаюсь, внутренне сжалась, вспомнив свои скучные школьные политинформации. Но ответ оказался, если не успокаивающим, то, по крайней мере, весьма дипломатичным.
– Политинформации? Честно говоря, не задумывалась об этом, – министр как будто даже немного растерялась. – Вы знаете, сегодня на детей опрокидывается такое количество всяческой информации, что главная задача педагога – это отчленять то, что правильно, и то, что неправильно. И нужны ли нам ещё и уроки политинформации, я, право, не готова сейчас вам сказать.
Если от некоторых вопросов Ольге Васильевой удалось уклониться (сославшись, например, на то, что региональные департаменты образования подчиняются не министерству, а муниципалитетам), то темы сексуального воспитания в школе, а также сексуальных преступлений, совершаемых в образовательных учреждениях, настойчиво и не однажды поднимаемые журналистами, потребовали от министра полной собранности и опять же изрядной дипломатичности.
– Как строится ваша кадровая политика? – нападали представители прессы. – Почему в школах работают люди с отклонениями – педофилы, извращенцы? Как вы прокомментируете ситуацию с «Лигой школ», руководство которой в течение многих лет растлевало учениц?
– Прежде всего давайте дождёмся результатов следствия, – парировала Ольга Васильева. – Меру ответственности каждого виновного определит суд. Я же, как министр образования, могу сказать только одно: без справки об отсутствии судимости на работу в образовательные учреждения не принимают. А как человек, я уверена: эти явления никогда не были и не могут быть массовыми.
– В 90-е годы была попытка ввести уроки сексуального воспитания в школе, – продолжали представители прессы. – Потом от этой идеи отказались. Как вы относитесь к их возвращению?
– Упрощение человеческих отношений не приводит к их красоте, – мягко заверяла глава Минобрнауки. – Не хотелось бы, чтобы из чувств между мужчиной и женщиной исчез этот флёр. Я вообще не приветствую примитивизм.
Значительно большую жёсткость продемонстрировала Ольга Васильева относительно использования в стенах школы религиозной атрибутики вообще и мусульманской в частности:
– Хиджабам не место в школе. У нас светский характер образования. И этот вопрос уже решён Конституционным судом (в 2013 году он оставил в силе запрет на ношение мусульманских головных платков в школах Ставропольского края, а в 2015-м признал законным запрет на их ношение в школах Мордовии). От себя же хочу добавить: истинно верующие люди не подчёркивают свою принадлежность к той или иной конфессии атрибутикой.
Такую же твёрдость показала Ольга Васильева и в отношении трудового воспитания:
– Не вижу ничего плохого в том, чтобы дети после уроков убирали за собой, мыли парты и наводили порядок в классах. Кроме того, в школы возвращаются профориентация и учебно-производственные комплексы. А вот на что направить усилия – на информатику или на агропроизводство, необходимое в сельских районах, – каждое учебное заведение пусть решает самостоятельно. Кстати, сегодня у нас в стране из 42 тысяч школ 26 тысяч – сельские. И в настоящее время все закрытия малокомлектных школ прекратились.
Министр вообще очень охотно делилась цифрами, которые и сами по себе были достаточно красноречивы. Приведу некоторые из них.
Всего в России около 30 миллионов обучающихся (из них 7 миллионов – это дошкольники, 15 миллионов – учащиеся школ, 2,5 миллиона учатся в профессиональных учебных заведениях и 5 миллионов – в вузах). В бюджете 2017 года на образование выделено 595 млрд. рублей (на 54 млрд. больше, чем в прошлом). Но так вот, если простым математическим способом разделить 595 млрд. на 30 млн., получится, что каждый учащийся нашей страны «стоит» 19 833 рубля 33 копейки. В год…
Вероника Милославская
Цифры и факты
За девять месяцев 2016 года (данные за весь год поступят из Росстата только в апреле) значительное (более чем на 5%) снижение зарплат педагогов произошло только в трёх регионах России: в Алтайском крае (5,1%), Тульской области (5,7%) и Республике Марий Эл (5,6%).
В 24 регионах зарплаты сохранились приблизительно на уровне 2015 года. А в 58 регионах произошёл их рост, причём в девяти – более чем на 5%. Например, в Москве рост составил 5,5%, в Челябинской области и Чукотском автономном округе – 6,2%, в Адыгее – 6,3%, в Санкт-Петербурге и Тыве – 7%, в Крыму – 15,1%, а в Севастополе – вообще 18,4%.
В абсолютных цифрах это выглядит так: средняя зарплата школьного учителя в России в январе – сентябре 2016 года составляла 32,6 тыс. рублей (за тот же период 2015 года – 31,9 тыс. рублей). В дошкольном образовании – 25,6 тыс. рублей (ранее 24,4 тыс. рублей). В профессиональном – 29,1 тыс. рублей (к 28 тыс. рублей в 2015 году).
В высшей школе средняя зарплата на сегодняшний день составляет 54 тыс. рублей.