Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 24 июля 2019 г.
  4. № 30 (6699) (24.07.2019)
Литература Настоящее Прошлое

Он болел за Россию

Шукшин – в воспоминаниях автора знаменитого фотоочерка

24 июля 2019

Моё знакомство с Шукшиным случилось, когда он был, что называется, на пике славы. Речь именно о славе, а не просто популярности. После «Калины красной» имя известного писателя, актёра, режиссёра зазвучало по-новому. В народном отношении к Шукшину, кроме любви и почитания, возникло особое чувство, которое адресуют художникам по-настоящему редким, – чувство благодарности.


И вот в редакции фотохроники ТАСС мне предложили снять фотоочерк о Шукшине – моём кумире, книги которого читаны-перечитаны, а фильмы запечатлены в памяти едва ли не покадрово. И уже было известно, что Шукшин поглощён новым замыслом – впереди маячила интригующая постановка «Степана Разина».

На дворе – времена правления Брежнева, период истории, который принято считать спокойным, без рывков и прогресса. Жизнь русской деревни, которую Шукшин знал очень хорошо, не была в кромешном упадке, но и сельскохозяйственными рекордами не отличалась. И, мне кажется, Шукшин был вдохновлён не только идеей создания яркого художественного образа «крестьянского заступника», но и рассчитывал выступить против инерционной рутины, встряхнуть народ, заставить его задуматься о своей судьбе, настроить крестьянина на обустройство достойной деревенской жизни.

Конечно, трудно было не испытывать робости перед этой грандиозной личностью. Но с самой первой съёмки Василий Макарович проявил такую тактичность и простоту, что работалось мне легко, и постепенно у нас возникла если и не дружба, то, во всяком случае, нечто выходящее за рамки «рабочих отношений».

 шукшин img282.jpg
 Дома у югославской стенки,
ставшей «героиней» пьесы «Энергичные люди»
 шукшин 020.jpg

 С Сергеем Бондарчуком на рыбалке
в свободное от съёмок время

Фотоочерк – жанр особый. Я снимал своего героя в разных обстоятельствах, в течение довольно долгого времени. Начал с квартиры Василия Макаровича, затем был «Мосфильм», потом – Шукшин на соревнованиях по боксу СССР – США, целый день провёл за городом, в Бронницах, где Василий Макарович отдыхал с женой и дочками.

Первый день съёмки на квартире запомнился мне открытием: оказывается, два упрямца-правдолюба, Виктор Некрасов и Василий Шукшин, дружат и находятся в переписке. Когда Шукшин давал мне материалы, которые помогут составить текст, сопровождающий фотоочерк, попались письма из Парижа от Некрасова. Тогда у меня не нашлось на них времени, а недавно с огромным интересом прочитал замечательную книгу Алексея Варламова о Шукшине, где и познакомился с этой перепиской.

Вспоминаю, как ехали в Бронницы на служебной тассовской «Волге». Водитель Саша, наблюдая за знаменитыми пассажирами, поверить не мог, что везёт самого Шукшина. Уже в Бронницах он с «квадратными глазами» стал упрашивать, чтоб я сфотографировал его на память вместе с Шукшиным. Я передал просьбу, и Василий Макарович, снявшись с водителем, предложил: «Толя, давай и мы снимемся». Как будто почувствовал, что сам за себя я просить постесняюсь. Этот снимок был для меня лучшим подарком!

В Бронницах серьёзный писатель, маститый режиссёр превратился в простого, улыбчивого, доброго папу. Мне показалось, что, общаясь с дочками, больше внимания он уделял младшей, Оле, возможно, чувствуя именно в ней своё продолжение.

Впереди – командировка на Дон, где у Шукшина главная роль в фильме «Они сражались за Родину». Для Василия Макаровича эта работа была важна ещё и потому, что он мог приобрести необходимый опыт организации массовых батальных эпизодов, мастером которых по праву считался Сергей Бондарчук.

Перед выездом в командировку на съёмочную площадку картины «Они сражались за Родину» я случайно заметил в газетном киоске марку, на которой был изображён бородатый крестьянин, очень похожий на Разина. Не удержался, купил её и решил разыграть Шукшина, когда приеду в экспедицию…

Круг общения Василия Макаровича на съёмках был не слишком широк. В «группу Шукшина» входили актёры Алексей Ванин и Георгий Бурков. Так они втроём и встретили меня в посёлке Клетское – доброжелательно, с улыбками. Оживились в связи с появлением нового «члена команды». Поздоровались, я достал марку и говорю: «Вот, Василий Макарович, в честь фильма «Степан Разин» почта выпустила...» Реакция была – будто ребёнку досталась игрушка, о которой он мечтал годами. Шукшин бережно взял подарок, и в этот момент у меня мелькнуло «фотографическое наблюдение» – вот уникальное состояние моей «модели», неповторимо чистое, наивное лицо. Шукшин рассматривал «Разина» и приговаривал воодушевлённо, хотя и с некоторым сомнением: «Да неужто!..» Ну и мне, конечно, стало стыдно, ведь я как будто малое дитя обманул, и тут же пришлось давать задний ход, признаваться: это обычная марка из «Союзпечати». Но Шукшин и здесь удивил. Без всякой обиды, продолжая разглядывать бородатого мужика, он сказал: «А ведь похож! Может, действительно с Разина срисован!» И аккуратно положил мой розыгрыш в портмоне.

И вот – счастливые дни общения с Шукшиным. До сих пор корю себя, что не записывал, думал, всё сказанное сохранится в молодой голове – увы, остались только обрывки фраз да общее впечатление.

Оказавшись в «группе Шукшина», я следил за моим героем, искал возможности снять его подлинного, без «маски», которая защищала от назойливых и любопытных. В киногруппе он был всеобщим любимцем. Каждый пытался прислушаться, что он говорит, как реагирует, считая за честь попасть с ним вместе в объектив фотоаппарата. Шукшин подолгу беседовал с Бондарчуком – по поводу роли Лопахина, о съёмке очередного эпизода. Со стороны Сергея Фёдоровича было такое почтение, что и не угадаешь, кто из них режиссёр картины.

 шукшин 005-2.jpg
 С дочерью Ольгой в Бронницах
 шукшин 026.jpg
 Жена провожает Василия Макаровича
в Волгоград
Когда начинались съёмки, заметил, что забываю о Шукшине и вижу весёлого, жизнерадостного солдата Лопахина. Настолько образ был убедительным и подлинным, отражавшим военную эпоху. Думалось: вот он, победитель самой страшной войны!

Сегодня я всё чаще задумываюсь, а как бы Василий Макарович чувствовал себя в наше время, невольно представляю его в исторических обстоятельствах нынешней России. Как бы он отнёсся к изменениям в стране? Этого ли он хотел? Таких перемен? Думаю, нет. Наверняка написал бы очерк в стиле «Что с нами происходит?». По своему мировоззрению Василий Макарович был государственником, для него ничего не проходило теплохладно. Боль за Россию, за соотечественников – вот стержень его духовности.

Об этом и Валентин Распутин задумывался: «Какая-то невольная и незатухающая вина перед Шукшиным, стыд, сравнимый разве что со стыдом за несдержанные обещания. Что-то мы не сделали после Шукшина, что-то необходимое и важное, в чём-то, за что он бился, мы его не поддержали…»

На предыдущем юбилее Шукшина хорошо выступил Путин: «Как нам не хватает сегодня таких людей, как Шукшин!» Золотые слова, которые говорят ещё и о том, с какими серьёзными проблемами столкнулась Россия…

Снимая Шукшина на Дону, я никак не мог остановиться, поставить точку в очерке. Мне дали командировку на 3 дня, а заканчивалась вторая неделя. И всё-таки в один из вечеров я сказал Шукшину: «Закончил, уезжаю...» Меня удивило, да и польстило, наверное, что Василий Макарович растерялся, расстроился что ли.

– Да-а, – проговорил он, – значит, закончил?.. А у нас послезавтра интересный эпизод...

– Спасибо, Василий Макарович, за всё, спасибо за помощь.

– Подожди, – сказал он и убежал в свою каюту (съёмочная группа жила на теплоходе).

И вскоре принёс свою последнюю книгу «Беседы при ясной луне». Сделал дарственную запись и добавил: «Мы с тобой ещё на «Разине» поработаем...»

Анатолий Ковтун


Тэги: Память Василий Шукшин 90летие Анатолий Ковтун
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Когда я был маленьким, была блокада...

    03.05.2024
  • Памяти Владимира Павловича Смирнова

    11.02.2024
  • «Это нужно — не мёртвым! Это надо — живым!»

    04.09.2023
  • Отец «Ну, погоди!»

    06.07.2023
  • 46 звёзд на фюзеляже

    21.06.2023
  • Летний поэт Жуковский

    346 голосов
  • Когда пришел на поле он…

    290 голосов
  • Нельзя поклоняться дьяволу

    218 голосов
  • Доцифровая эпоха (реквием по поэту Сергею)

    217 голосов
  • Правда солдата Никулина

    142 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS