Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Искусство

Он мир ловил и поймал

01 января 2007

ВЕРНИСАЖ

Мункачи, классик фотографии

Прекрасная осень. 1929Фамилия эта, убеждена, не скажет слишком многого даже большинству из числа считающих себя знатоками фотоискусства. Однако выставка «Мартин Мункачи: думай, когда снимаешь», открывшаяся недавно в столичном Манеже, со всей очевидностью доказывает: посмертная слава не всегда бывает безукоризненно справедливой. Ведь неизвестно, какой была бы сегодня фотография, если бы не Мункачи…

Благодаря Московскому Дому фотографии стильные чёрно-белые снимки вновь разместились в огромном количестве на белых стенах Центрального выставочного зала. Ходишь между ними, всматриваешься и недоумеваешь: неужели это снято 80 лет назад? Или пусть даже 60… Поверить непросто, поскольку взгляд-объектив выхватил ту реальность нестареющей, живой, плотно насыщенной. От неё словно заряжаешься сохранённой в рамках каждого фото энергией, и она совсем иного рода, нежели на нынешних цифровых картинках. Не только фон, антураж, лица, наряды – нет, энергия совсем другая.

Знаменитый Анри Картье-Брессон, считавший Мункачи своим учителем, метод его определил так: «Фотографией можно достичь вечности, фиксируя момент». Но как? В этом всё дело. Кого из нас с вами способен удивить, к примеру, фокстрот – до степени полного восхищения танцорами? А Мункачи именно что восхищён – всем, что он снимал. Это не отстранённый, поверхностный, глянцевый взгляд, который сегодня нейтрализует и «использует» любую модель, но заворожённый, страстный. Фотограф радуется миру и людям, он для них открыт, а не спрятан за оптику камеры. И этот посыл ловит мир во всём многообразии его проявлений, чтобы, в свою очередь, раскрыться, – но импульс фотографа первичен, от него рождается кадр – вот главное!

А что касается профессиональных секретов, то Мункачи признался: «Мой приём состоит в том, чтобы не прибегать ни к каким приёмам». Джоан Кроуфорд и Фред Астер, Лени Рифеншталь и Кэтрин Хепбёрн, Фрида Кало и Диего Ривера, Лесли Ховард, Ольга Чехова, Марлен Дитрих, Луи Армстронг и рейхсканцлер Гитлер – какая уникальная портретная галерея, не правда ли?

И напыщен и официозен здесь только последний: он принимает верховную власть от Гинденбурга на «Дне Потстдама» 21 марта 1933 года. Все же остальные, включая спортсменов, нигерийских крестьян, детей и собак, – само естество. Потому что перед нами не постановочная съёмка, не добыча папарацци, а чуткое внимание друга.

Мартин Мункачи родился в маленьком провинциальном городке на территории нынешней Румынии, но тогда, в 1896-м, это была Венгрия. С 1917-го начал работать фотографом в Будапеште, через 9 лет переехал в Берлин, но после прихода к власти нацистов перебрался оттуда через Париж в США. Это была эмиграция, но если принять во внимание, что за три года до неё Мункачи вошёл в список 100 лучших фотографов мира, то жизнь на чужбине оказалась для венгерского самородка счастливой: на пике своей карьеры, в 40-е, он зарабатывал по 100 тысяч долларов в год. Работал Мункачи в трёх направлениях – спорт, мода, репортаж. Только здесь он мог достичь по тем временам невозможного: поймать объект в движении. И поймал! Первый в истории моды снимок с динамикой движения сделан Мункачи. Он обладал интуитивным пониманием нужного момента, когда можно спустить затвор, поэтому характерная черта его работ – спонтанный, раскованный, жизнеутверждающий снимок.

В 1963-м, во время просмотра футбольного матча, у Мункачи случился сердечный приступ, спасти его не удалось. Американские музеи отказались принять коллекцию его фотографий в свои собрания, и многие работы мастера оказались утеряны, а имя его – почти полностью забытым. Однако ведущие американские фотографы Ричард Аведон и Юджин Смит называют Мункачи своим вдохновителем, а коллекционеры сегодня с трудом добывают его насквозь пронизанные историческим оптимизмом снимки.

Арина АБРОСИМОВА

Выставка открыта до 23 ноября

Обсудить в группе Telegram

Арина Абросимова

Журналист, искусствовед, сценарист, редакт... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Карандаш и альбом для Ильи Репина

    09.03.2024
  • Мост дружбы с Британией, или «Фестиваль грёз» под эгидой мэрии Сочи

    07.12.2023
  • Практическая психология Вячеслава Долгачёва

    07.07.2023
  • Алфавит тишины

    06.07.2023
  • Покоритель оперного Олимпа Сергей Романовский

    05.07.2023
  • Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

    10230 голосов
  • Прелюдия к концерту бытия...

    7453 голосов
  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    2623 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
  • Бремя Платонова

    2370 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS