В идущем на НТВ цикле «Кремлёвские дети» был показан фильм «Дети Щербакова. Их отец мог взорвать Москву». Хотя была изначально задана детская тема, главным героем стал сам Александр Сергеевич Щербаков. Выдающийся организатор, а в роковые для Москвы военные дни, по сути, хозяин города, к тому же наделённый важнейшими общесоюзными полномочиями: секретарь ЦК и кандидат в члены Политбюро, начальник Совинформбюро, начальник Главного политического управления Красной армии, заместитель наркома обороны СССР.
Оторопь берёт: как в труднейшие для страны годы один человек мог тащить на себе такой тяжкий груз? Щербаков действительно имел задание взорвать Москву, если бы на её окраинах появились фашистские солдаты. Но то, что они не появились, было и его неоспоримой заслугой – человека, обеспечивавшего морально-политическое состояние армии и населения.
Конечно, всё это не могло не сказаться на здоровье. Перегрузки (дети видели отца только за завтраком) обернулись обширнейшим инфарктом. В результате смерть в цветущем для мужчины возрасте – 45 лет. В День Победы.
Отец мог лично повлиять только на жизненный путь старшего сына, тоже Александра, юношей отправив его в военное время в лётное училище. Дальше, после смерти отца, сын уже делал свою жизнь сам. Он выдающийся лётчик, Герой Советского Союза, проведший испытания на штопор 22 типов самолётов, – абсолютный мировой рекорд. Два других сына тоже не подвели отца, оказавшего на них влияние уже посмертно, как образец работоспособности, порядочности и целеустремлённости. Второй сын, Константин, стал известным деятелем культуры, третий – Иван – крупный учёный и организатор науки, сейчас он директор Института общей физики РАН, сменил на этом посту нобелевского лауреата А.М. Прохорова.
После смерти А.С. Щербакова его именем были названы улицы в нескольких городах. Одно время имя Щербакова носили Рыбинск и московская станция метро, ныне Алексеевская. В Москве на Сретенском бульваре планировалось открыть памятник Щербакову, но вместо него воздвигли статую Н.К. Крупской.
Сейчас период иных монументов. На днях мне довелось присутствовать в Рыбинске на закладке будущего памятника Людвигу Нобелю, одному из трёх именитых братьев, чья фирма привозила по Волге бакинскую нефть и перегоняла её под Рыбинском в керосин. Присутствовали видные люди – Алексей Леонов, Елена Образцова, Леонид Рошаль, Владимир Васильев, Марк Тайманов, Лариса Латынина…
О памятнике Александру Щербакову в Рыбинске речь не идёт – считается, вполне достаточно мемориальной доски на стене оконченного им училища. И об установке памятника Щербакову в Москве что-то не слыхать.
Но бог с ним, с памятником, – пусть историки через сто лет разберутся, кто больше пользы принёс России – Крупская или Щербаков. К тому же памятники – вещь, увы, не вечная: сегодня шумно поставили, завтра так же шумно снесли, мало ль тому примеров.
А Щербаков оставил о себе памятник, который не снести ни при какой политической погоде. Этот вечный памятник ему – невзорванная Москва.
, ЯРОСЛАВЛЬ