Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управление подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 21 декабря 2024 г.
Культура

«Он поет так, что камни плачут»

Российский баритон Роман Бурденко покоряет Бастилию

21 декабря 2024

Главным музыкальным событием предновогоднего Парижа стала знаменитая опера Верди «Риголетто», которая идет в Опере-Бастилии. Титульную партию исполняет солист Мариинского театра, блистательный российский баритон Роман Бурденко. «Он нас завораживает и потрясает, он поет так, что камни плачут, - восхищается французское интернет-издание «Résonances lyriques» и, переходя на язык Верди, заключает: ECCO UN’ ARTISTA ! ( ВОТ ЭТО АРТИСТ!). После триумфальной премьеры на берегах Сены певец встретился с собкором «ЛГ».

-Немецкий режиссер Клаус Гут, которого хорошо знают в России, осовременил постановку «Риголетто», в которой Герцог Мантуанский балуется наркотиками, но обошелся без радикальных затей. Что бы сказал Верди, если бы увидел этот спектакль?

-Думаю, композитор был бы счастлив, потому что в нынешней постановке использованы все возможности современной режиссуры. В спектакле много находок, которые позволяют опере оставаться актуальной и сегодня. Это история маленького человека, несчастного шута Риголетто, который становится жертвой жестокой судьбы. Может быть, сам Верди что-то сделал бы не так, но, безусловно, оценил бы то, как артистам удалось в спектакле воплотить его чудо.

-Реприза «Риголетто» в Опере Бастилии совпала с ее премьерой в Большом театре. Валерий Гергиев недавно пообещал, что в новом сезоне покажет не менее десяти шедевров Верди. Вам хотелось бы поучаствовать в возвращении великого итальянца на сцену Большого, на которой впервые в России поставили «Риголетто» в 1859 году?

-И еще как! Мой последний разговор с Валерием Абисаловичем был именно об этом. Он хочет, чтобы в репертуаре каждая опера была представлена как в классической, эталонной трактовке, так и в современной. Очень надеюсь, что мне удастся поучаствовать в разных вариантах. Для Большого театра Верди исключительно важен. Показать столько его опер за сезон - это огромный вызов, с которым Гергиев, несомненно, справится.

-Ну а если Гергиев предложил бы вам на выбор две роли из всего необозримого оперного репертуара?

-Я бы выбрал, скорее всего, заглавные в «Риголетто» и в «Мазепе» Чайковского. Для меня проживать жизнь этих персонажей граничит с полным сумасшествием. На премьерном показе «Риголетто» в Париже, держа в руках окровавленное платье дочери Джильды, я ушел в дальние дали, оказался на грани эмоционального срыва. Я так глубоко погрузился в переживания моего героя, что чуть не зарыдал по-настоящему. Плачущий певец, у которого от волнения перехватывает горло, не способен продолжать свою партию.

-В вашей творческой судьбе многое связано с Мариинским театром, в котором вы исполнили около 50 партий.

-Я пришел в Мариинку в 2013 году, когда в моем послужном списке уже были серьезные театры, режиссеры и дирижеры не только в России, но в Европе и в Америке. Помню, поймал в антракте Валерия Абисаловича и сказал, что мечтаю с ним работать. Он меня прослушал и пригласил в труппу. Многие недоумевали: «Зачем ты пошел к Гергиеву – у тебя и так хорошая карьера?!» Я отвечал: «Хочу учиться, а Мариинка – это колоссальная школа для молодого певца. Хочу работать с Гергиевым и с такими грандиозными концертмейстерами, как Алла Бростерман или Марина Мишук». Сегодня в Европе поражены тем, что наши певцы могут каждый день петь разные оперы - сам я однажды в течение 24 часов выступил в трех спектаклях. В других театрах такое это немыслимо, но не для тех, кто прошел школу Мариинки.

-Вы востребованный во всем мире вердиевский баритон. Итальянские певцы и публика вас не ревнуют? Как к вам относятся на родине композитора?

-У меня в Италии много друзей и поклонников, которые не скупятся на лестные отзывы. Они задаются вопросом: «Как получается, что настоящие вердиевские голоса появляются на свет в России?» Как бы то ни было, самих итальянцев очень радует, что традиции их вокала сохранились во всем мире. Для них опера такая же часть их менталитета, как для французов - красное вино или круасаны. И если скажешь итальянцу, что не любишь оперу, он обидится и решит, что ты глупец.

-Недавно ваша коллекция оперных премий пополнилась еще одной – российской «Casta Diva», которую вам вручили как певцу года . ..

-Премии «Casta Diva », « Онегин» (учреждена с целью сохранения и развития традиций русского оперного искусства – Ю.К.) и другие - ценят все артисты, потому что их присуждают руководители музыкальных театров и другие авторитеты. Ну а успех у публики – это бальзам для души. Вспомним хотя бы, еще раз итальянские театры, где после красивой арии певец ждет аплодисменты. Зрители возвращают адреналин артистам, которым они щедро делятся. В Италии были случаи, когда после спектакля от переизбытка чувств восторженная публика переворачивала на улицах автомобили... Так или иначе, именно в опере человек получает самые сильные эмоции. Я считаю высшим из искусств именно оперу, которая объединяет драму, пение и игру оркестра.

-Ваш коллега из Мариинки, бас – баритон Евгений Никитин с юмором рассказывал мне в интервью: «Чтобы билеты продавались, директору нужен скандал. Поэтому оперный перформанс на Западе редко обходится без демонстрации гениталий».

-Такой демонстрацией - правда, частичной - пришлось заниматься и мне буквально на днях в «Макбете», поставленном в Немецкой опере Берлина. В спектакле есть эпизод, когда леди Макбет и ее супруг пытаются зачать ребенка, а у них ничего не получается. («Я искренне не понимаю, - недоумевал российский критик сайта « Belcanto.ru » после «Макбета», - зачем заставлять женщину, обладающую специфически объёмной внешностью, раздеваться до ночнушки, укладываться на кровать и раздвигать перед зрителями ноги с целью привлечь вернувшегося с войны мужа. От потрясения, неизмеримо более страшного, чем вокал певицы, зрителей избавляет Макбет (Бурденко), бросающийся между раздвигающихся ног своей супруги, как герой на амбразуру. » - Ю.К.). Должен сказать, что иногда подобные «изыскания» приводят к ошеломительно бездарным решениям, а иногда, напротив, вдруг получается нечто новое и любопытное.  

-Живем ли мы по-прежнему в век так называемой режоперы, когда бразды правления держит в руках постановщик? Кто командует сейчас парадом - дирижер, режиссер, артисты или все-таки композитор?

-Зависит от конкретного театра. Было бы идеально, если бы сам композитор выступал одновременно и в роли постановщика или же вносил свои коррективы. Иногда эту задачу берет на себя режиссер, иногда - дирижер. Порой вместе они находят эффектные решения. Лучший вариант - когда дирижер и режиссер выступают в одном лице. Так было, например, в постановке «Пиковой даме Юрием Темиркановым в Мариинке.

-Директор парижской Оперы Стефан Лисснер тщетно призывал «соединить в постановках крайности - традиции и современность». Но это лишь благие пожелания. Как известно еще с пушкинской поры, « в одну телегу впрячь не можно коня и трепетную лань…»

-Моя жена служит в Мариинском театре более 30 лет – начинала она в детском хоре, потом работала гримером, знает всю закулисную кухню. Однажды она мне показала отрывок из книги Шаляпина, который писал примерно следующее: одни режиссеры хотят чего-то кардинально нового, другие - чтобы все было максимально классично. Но все они, к сожалению, ничего не понимают в музыке и не стремятся ее понять.

-Постановочный экстремизм не грозит погубить оперу?

-Если режиссер в своей постановке не вписывается в оперную канву, то возникает дисбаланс между музыкой и тем, что происходит на сцене, а это самое страшное, что может случиться в театре. Тогда певцу приходится вставать с ног на голову. В любом случае, главное в опере – это гармония музыкальной и постановочной частей.

-Обещают, что искусственный интеллект вернет нам голоса Шаляпина, Каллас, Лемешева или Хворостовского. И меломан, сидя у домашнего очага, сможет заказать себе на экране «Травиату» или «Бориса Годунова» с любимыми голосами.

-Всегда замечательно иметь возможность выбора. И если современные технологии позволят открывать сокрытые сокровища искусства, то почему не воспользоваться искусственным интеллектом?! Его роль постоянно возрастает и в музыке. Однако никакой самый совершенный интеллект не заменит силу воздействия живого спектакля.

-Вам в молодости приходилось для заработка петь в электричках «Бременских музыкантов». Есть и другие примеры: будущая примадонна Анна Нетребко студенткой драила полы в Мариинке, а прославленный бас Борис Штоколов разгружал вагоны. Жизненные испытания закаляют талант и характер?

-В свое время на меня произвели сильное впечатление рассказы Штоколова. Что же касается Ани, которая, якобы, мыла полы в театре, это скорее из серии «если бы такого не было, это стоило выдумать». Ну а меня испытания действительно закалили. В книгах Штоколова или Вишневской главный вопрос: «А почему ты решил стать певцом?» Конечно, если у тебя есть голос, замечательно заниматься певческим искусством, Может быть, когда-нибудь и ты станешь хорошим артистом. Но для этого ты должен что-то важное транслировать своим слушателям.

-В молодые годы вы увлекались бардовской песней. Сейчас по-прежнему собираетесь с друзьями, чтобы спеть что-нибудь ностальгическое? Как там у Высоцкого - «когда с тобой мы встретились, черемуха цвела, и в парке тихо музыка играла»?

-Когда бываю в Петербурге, мы с друзьями обычно ходим в баню или в сауну. Попариться с вениками – вещь крайне полезная и для здоровья, и для общения, и для голоса. Поем под гитару наших бардов и советские песни. Например, советская эстрада с живым оркестром на меня сейчас производит более сильное воздействие, чем нынешняя попмузыка. Нельзя терять красоту русской песни. Помню, как и в Париже после одного из спектаклей мы спели песню группы «Любэ»: «Выйду ночью в поле с конем, ночкой темной тихо пойдем…» (напевает).

-Помимо «Риголетто» в Опере Бастилии вы уже выступали в «Тоске» и в апреле 2025 года вернетесь на ее сцену. С несколькими российскими артистами вы приглашены участвовать в «Триптихе» Пуччини. Снова возьмете Бастилию – как здесь порой говорят в случае успеха?

-Надеюсь (улыбается). Прежде всего, главное – это творческая составляющая, совпадение подхода с режиссером. Кроме того, часто возникают вопросы: «Зачем все это? Кому это надо?» Разумеется, не ради успеха или денег. Мы должны делать все, чтобы каждый спектакль трогал публику, не оставлял ее равнодушной. В противном случае, будет скучно и слушателям, и артистам.

Беседу вел Юрий Коваленко

В ТЕМУ

Замечательными выдумщиками являются преимущественно наши режиссеры - "постановщики" пьес и опер. Подавляющее их большинство не умеет ни играть, ни петь. О музыке они имеют весьма слабое понятие. Но зато они большие мастера выдумывать "новые формы"… Они большие доки по части "раскрытия" намеков автора… Я не удивлюсь, если завтра поставят Шекспира или Мольера на Эйфелевой башне; потому что постановщику важно не то, что задумал и осуществил в своем произведении автор, а то, что он, "истолкователь тайных мыслей" автора, вокруг этого намудрил. Естественно, что на афише о постановке, например, "Ревизора" скромное имя "Гоголь" напечатано маленькими буквами и аршинными буквами -- имя знаменитого постановщика Икса.

Федор Шаляпин. «Маска и душа».

Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Про уродов и детей

    25.06.2025
  • Валентина Талызина: «Я старая театральная лошадь»

    25.06.2025
  • Вахтанговцы продолжают искать счастье

    20.06.2025
  • Третьяковка на острове Октябрьский

    20.06.2025
  • Универсальность и масштабы поражают

    19.06.2025
  • «Пятна» на сочинском солнце

    15317 голосов
  • Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

    10230 голосов
  • Прелюдия к концерту бытия...

    7453 голосов
  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    2623 голосов
  • Бремя Платонова

    2370 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии Презентация ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение
  • Обработка персональных данных
ВКонтакте Telegram YouTube RSS