Что мы знаем о саксофоне и саксофонистах? Не так уж много. Только некая мифологизированная история о ночных джазовых барах, о томных мелодиях и неимоверном желании юношей шестидесятых годов прошлого столетия любыми способами освоить сей инструмент. Но миф мифом, а профессия профессией. Доля музыканта куда как нелегка: с раннего детства часы за инструментом, бесконечные упражнения, неимоверные усилия. Алекс Новиков, за последние годы ставший звездой отечественного музыкального небосклона, – из тех профессионалов, которые не делают ставку на импровизацию и своеобразный эмоциональный нахрап, а всю жизнь посвящают служению музыке, инструменту и художественной правде.
При всём этом Алекс – современный человек, очень чётко осознающий, что в наше засорённое низкими эстетическими тонами время надо суметь прорваться через пошлый хаос, донести свою суть и суть исполняемой музыки тем путём, благодаря которому слушатель будет поражён в самое сердце, и ему ничего не останется, как преодолеть скепсис и крикнуть «Браво!». Сам Алекс как-то поделился со мной: «Знаешь, как трудно учиться с ощущением того, что тебя готовят на роль одного из музыкантов оркестра, а вся натура хочет и ищет собственный путь!» Такая проблема обязательно встаёт в годы школярства перед сильными личностями, и нужны стойкость и терпение, чтобы найти действительно свой путь. Рискнуть – и не проиграть…
Алекс Новиков рискнул и не проиграл. Яркое свидетельство тому – программы, с которыми он выступает перед публикой последние несколько лет. В них видна его эстетическая широта, отменное чутьё и, если позволительно будет несколько гиперболизировать, попытка создать свою музыкально-концертную вселенную. Судите сами, Алекс осуществил прекрасный проект с Людмилой Рюминой, нашей замечательной народной певицей. Казалось невероятным: саксофон и народная музыка? Но если есть музыкальное чутьё и душевная тонкость, все преграды преодолимы. Алекс тонко встраивает тембр саксофона в разлив народного дарования Рюминой, показывает себя великолепным ансамблистом.
Большой интерес публики неизменно вызывает программа «Алекс Новиков собирает друзей». Я бы предпослал этой программе подзаголовок – «Реабилитация саксофона». Ведь в концерте перед пристрастным зрительским слухом предстают все возможности саксофона. Мы слышим великолепные авторские импровизации на популярные темы, где Алекс выступает вожаком музыкантов, аккомпанирующих ему на бас-гитаре, ударных и клавишах. Здесь и темы Мишеля Леграна, и популярные песни, и даже парафразированная классика. Алекс удачно вводит традиционные джазовые композиции в общее музыкальное течение, как бы давая слушателям возможность окунуться в другое время, в другую эстетику. Помимо этого, Алекс Новиков создаёт новый концертный ансамбль с участием оперных певцов, демонстрирующих огромную вокальную палитру от классических арий Гершвина до рок-н-ролла. И везде в центре красивый звук, беспрекословная исполнительская точность, никакой распущенности, никаких чрезмерных эффектов, на лице музыканта и во всей его фигуре – сосредоточение. И слушать приятно, и смотреть! На всём печать хорошего вкуса и огромной репетиционной работы. Программа построена как драматический спектакль. Кульминации следуют по нарастающей, заставляя слушателей непрерывно следить за музыкальной мыслью.
Особых слов заслуживает представление «Дуэт для голоса и саксофона», в котором Алекс Новиков составляет пару с артистом Михаилом Козаковым. В основе программы – стихотворения Иосифа Бродского. В своё время сам поэт вынашивал идею такого музыкально-литературного спектакля, но при его жизни этому, увы, не суждено было состояться. О «Дуэте для голоса и саксофона» писать трудно. Это надо видеть! Дуэт опыта и молодости, музыки и слова! Алекс временами нежно иллюстрирует текст, порой его игра становится своеобразным звуковым постскриптумом к стихам, а иногда саксофонист интегрируется в действие (есть у Бродского в «Школьной антологии» стихи о саксофонисте). Для меня потрясением было исполнение Михаилом Козаковым романсов на стихи Бродского. Это был настоящий шансон, в котором музыка добавляла к текстам необходимый шарм ностальгии. А известное стихотворение «Последний крик ястреба» в интерпретации Михаила Козакова и Алекса Новикова стало настоящим сценическим откровением, синтезом пластики слова и музыкального звука.
Алекс Новиков в том возрасте, когда путь на музыкальный Олимп ещё напоминает стремительное восхождение. С годами придут зрелость, опыт, переосмысление многого из того, что сделано. Но в любом случае, я уверен, он осилит свою дорогу достойно, как и подобает русскому музыканту.