Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Он рискнул и не проиграл

01 января 2007

УСПЕХ

Что мы знаем о саксофоне и саксофонистах? Не так уж много. Только некая мифологизированная история о ночных джазовых барах, о томных мелодиях и неимоверном желании юношей шестидесятых годов прошлого столетия любыми способами освоить сей инструмент. Но миф мифом, а профессия профессией. Доля музыканта куда как нелегка: с раннего детства часы за инструментом, бесконечные упражнения, неимоверные усилия. Алекс Новиков, за последние годы ставший звездой отечественного музыкального небосклона, – из тех профессионалов, которые не делают ставку на импровизацию и своеобразный эмоциональный нахрап, а всю жизнь посвящают служению музыке, инструменту и художественной правде.

При всём этом Алекс – современный человек, очень чётко осознающий, что в наше засорённое низкими эстетическими тонами время надо суметь прорваться через пошлый хаос, донести свою суть и суть исполняемой музыки тем путём, благодаря которому слушатель будет поражён в самое сердце, и ему ничего не останется, как преодолеть скепсис и крикнуть «Браво!». Сам Алекс как-то поделился со мной: «Знаешь, как трудно учиться с ощущением того, что тебя готовят на роль одного из музыкантов оркестра, а вся натура хочет и ищет собственный путь!» Такая проблема обязательно встаёт в годы школярства перед сильными личностями, и нужны стойкость и терпение, чтобы найти действительно свой путь. Рискнуть – и не проиграть…

Алекс Новиков рискнул и не проиграл. Яркое свидетельство тому – программы, с которыми он выступает перед публикой последние несколько лет. В них видна его эстетическая широта, отменное чутьё и, если позволительно будет несколько гиперболизировать, попытка создать свою музыкально-концертную вселенную. Судите сами, Алекс осуществил прекрасный проект с Людмилой Рюминой, нашей замечательной народной певицей. Казалось невероятным: саксофон и народная музыка? Но если есть музыкальное чутьё и душевная тонкость, все преграды преодолимы. Алекс тонко встраивает тембр саксофона в разлив народного дарования Рюминой, показывает себя великолепным ансамблистом.

Большой интерес публики неизменно вызывает программа «Алекс Новиков собирает друзей». Я бы предпослал этой программе подзаголовок – «Реабилитация саксофона». Ведь в концерте перед пристрастным зрительским слухом предстают все возможности саксофона. Мы слышим великолепные авторские импровизации на популярные темы, где Алекс выступает вожаком музыкантов, аккомпанирующих ему на бас-гитаре, ударных и клавишах. Здесь и темы Мишеля Леграна, и популярные песни, и даже парафразированная классика. Алекс удачно вводит традиционные джазовые композиции в общее музыкальное течение, как бы давая слушателям возможность окунуться в другое время, в другую эстетику. Помимо этого, Алекс Новиков создаёт новый концертный ансамбль с участием оперных певцов, демонстрирующих огромную вокальную палитру от классических арий Гершвина до рок-н-ролла. И везде в центре красивый звук, беспрекословная исполнительская точность, никакой распущенности, никаких чрезмерных эффектов, на лице музыканта и во всей его фигуре – сосредоточение. И слушать приятно, и смотреть! На всём печать хорошего вкуса и огромной репетиционной работы. Программа построена как драматический спектакль. Кульминации следуют по нарастающей, заставляя слушателей непрерывно следить за музыкальной мыслью.

Особых слов заслуживает представление «Дуэт для голоса и саксофона», в котором Алекс Новиков составляет пару с артистом Михаилом Козаковым. В основе программы – стихотворения Иосифа Бродского. В своё время сам поэт вынашивал идею такого музыкально-литературного спектакля, но при его жизни этому, увы, не суждено было состояться. О «Дуэте для голоса и саксофона» писать трудно. Это надо видеть! Дуэт опыта и молодости, музыки и слова! Алекс временами нежно иллюстрирует текст, порой его игра становится своеобразным звуковым постскриптумом к стихам, а иногда саксофонист интегрируется в действие (есть у Бродского в «Школьной антологии» стихи о саксофонисте). Для меня потрясением было исполнение Михаилом Козаковым романсов на стихи Бродского. Это был настоящий шансон, в котором музыка добавляла к текстам необходимый шарм ностальгии. А известное стихотворение «Последний крик ястреба» в интерпретации Михаила Козакова и Алекса Новикова стало настоящим сценическим откровением, синтезом пластики слова и музыкального звука.

Алекс Новиков в том возрасте, когда путь на музыкальный Олимп ещё напоминает стремительное восхождение. С годами придут зрелость, опыт, переосмысление многого из того, что сделано. Но в любом случае, я уверен, он осилит свою дорогу достойно, как и подобает русскому музыканту.

Максим ЗАМШЕВ

Обсудить в группе Telegram

Максим Замшев

Максим Адольфович Замшев. Поэт, прозаик, публиц... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS