Сегодня в воспетой Пушкиным тихой украинской Полтаве ждут приезда перуанского художника Омара Зеваллоса. Ждут, но ещё вилами по воде писано, дождутся ли. По сведениям из недостоверных источников, Омар проживает в пригороде Лимы, откуда в аэропорт нужно добираться двумя автобусами (на такси дорого), да и лететь с пересадкой, а от Киева ещё нужно тащиться четыре часа на электричке. Испытание не из лёгких. Если всё же Омар Зеваллос преодолеет объективные трудности и доберётся до Полтавы, то поймёт, что не напрасно терпел дорожные страдания, ибо здесь, в помещении Художественной галереи имени Н.А. Ярошенко, при большом стечении народа латиноамериканцу будет торжественно вручён главный приз международного конкурса карикатуристов «Карлюка-2009».
Этот ежегодный конкурс проводится сейчас восьмой раз, в нём имеются две номинации: «Свободная тема» (которая в настоящий момент администрацию «Клуба ДС» интересует постольку-поскольку) и близкая сердцу каждого кадрового сатирика «Мир Гоголя». Именно среди работ, посвящённых гоголевской тематике, первенствовал Омар Зеваллос, именно за победу в этой номинации ему будет вручён главный приз, представляющий собой бронзовую статуэтку «Золотой нос» и денежную сумму, которая, несмотря на разразившийся мировой финансовый кризис, составляет 3 (прописью – три) тысячи долларов. Но бог с ними, с деньгами. Главное в том, что перуанцу будет вручён подарок «Литературной газеты», являющейся информационным спонсором «Карлюки-2009».
Сегодня на стенах фойе «Клуба ДС» вывешены некоторые рисунки, боровшиеся за победу в номинации «Мир Гоголя». Тематику можно считать фирменной «фишкой» этого известного фестиваля карикатуристов, организованного городским управлением культуры Полтавы при поддержке мэра Андрея Матковского. Техническим ответственным за конкурс является агентство «Астрея-реклама», неугомонный директор которого Михаил Шлафер в один из дней повёз спецкора «Клуба ДС» в Диканьку.
По пути мы остановились у так называемых Кочубеевских дубов, уникального памятника природы. Представьте себе восьмисотлетние деревья – с диаметром почти два метра и высотой за двадцать. Когда-то они украшали въезд в усадьбу небезызвестного Кочубея, увы, начисто разрушенную в 1917 году. По легенде, возле одного из них юная дочь Кочубея Мотря (в «Полтаве» Пушкин «перекрестил» её в более благозвучную Марию) встречалась с коварным гетманом Мазепой.
До наших дней дожили всего четыре дуба. Здесь мы совершенно случайно повстречались с одним из руководителей лесного хозяйства района Виктором Скрипником. Он коротенько поведал нам о состоянии дел с местными лесами. Затем разговор, как это обычно у мужиков, плавно перешёл к литературе. Спецкор «Клуба», естественно, поинтересовался, какое из произведений великого земляка является у Скрипника любимым. Виктор Иванович поднял его на смех: «Ну какие тут могут быть сомнения! Раз Гоголь прославил нас, то, конечно, «Вечера на хуторе близ Диканьки». Это произведение – самое любимое у всех наших жителей».
Уже в городе собкор «Клуба» для страховки обратился с таким же вопросом к паре-тройке жителей и получил аналогичные ответы. На обратном пути мы заезжали на «Хутор Прони близ Диканьки», да, тот самый. Ныне это культурно-развлекательный центр с этнографическим уклоном. В своих читательских пристрастиях его директор Владимир Удовиченко был более конкретен: из всего «диканькского цикла» ему особенно нравится «Ночь перед Рождеством». Он даже устроил так, что Солоха иногда выступает перед туристами. Не одна – в паре со своим создателем, Гоголем. Их роли исполняют местные самодеятельные артисты.
Подготовка к юбилею классика в Диканьке шла полным ходом. Весь город знал, что со дня на день отреставрируют памятник («А хіба ж важко – прийдуть дві майстрині та заштукатурять»), городская библиотека проводит среди школьников «Гоголевские чтения». В картинной галерее имени М.К. Башкирцевой (уроженке этих мест) открылась выставка, посвящённая Николаю Васильевичу. В основном это работы местных художников – очень трогательные в своей старательности. По манере письма всё ближе к примитивистам, а по духу – к реалистам, создателям полотен вроде «Сталин и Ворошилов у постели больного Горького». Посетители могут видеть «картины маслом»: «Гоголь в саду», «Гоголь в Диканьке возле Троицкой церкви», «Гоголь на ярмарке в Васильевке», «В гостях у пасичника Рудого Панька»…
Подавляющее большинство авторов проводимого «Клубом ДС» литературного конкурса «Шинель Гоголя» в своих работах подчёркивали, что его персонажи живы и в наши дни. Очевидно, имеются в виду характеры, психология, повадки. Фамилии, разумеется, у нынешних другие. А что, если подойти по формальному признаку, подумал собкор «Клуба». В гостиничном номере лежал справочник частных абонентов Полтавы. Проштудировав его, собкор обнаружил из всего множества придуманных Николаем Васильевичем фамилий только Коробочку и позвонил.
К телефону подошла Нина Николаевна. Узнав причину звонка, долго смеялась – вот уж чего не ожидала! Это фамилия её ныне покойного мужа Владимира Тимофеевича. После замужества подруги нередко подтрунивали над ней, называли помещицей. Она же много лет работала на заводе газоразрядных ламп. Нужно ли добавлять, что «Мёртвые души» принадлежат к числу любимых книг.
А вот похожая фамилия – Коробка – является в этих краях более популярной и более мужественной. Это подтвердил один из её обладателей, журналист «Полтавского вестника» Леонид Владимирович. Никто, даже в детстве, даже девушки не называли его ласково Коробочкой. Язык не повернулся бы.
Вскоре спецкор «Клуба ДС» узнал о футболисте полтавской «Ворсклы» Чичикове, однако приставать с расспросами к Алексею о его отношении к творчеству Гоголя не решился – форвард был на сборах, готовился к ответственному матчу на первенство Украины, «Ворскла» принимала команду «Львов». (Кстати, сгоняли нулевую ничейку.) Но местные болельщики охотно рассказали о талантливом нападающем, выходце из Кременчуга. Чичиков изрядно потрепал им нервы. Четыре года назад он успешно играл за юношескую сборную Украины. Потом начал метаться из одной команды в другую, был и в московском «Локомотиве», сейчас вернулся в «Ворсклу».
Что касается блицопросов полтавчан, проведённых спецкором «Клуба» на улицах, то они принесли ожидаемые результаты: чаще всего в числе любимых называли «Мёртвые души», «Ревизор», «Нос». На вопросы о современной литературе отвечали бессистемно и даже неохотно. Причину этого, пожалуй, точно сформулировал журналист Ленид Коробка: «После распада Союза, когда литпроцесс «национализировался», читать стало нечего. Произведения всё более перегнивают на мелкотемье, удовлетворяя физиологические потребности культурожующего плебса».
М-да, живи Гоголь в наши дни, уж он бы нашёл пищу для своих творений. Жаль, нынешние писатели вообще и сатирики в частности не используют предоставившиеся возможности для создания эпохалок.
, дежурный гоголефил, ПОЛТАВА–МОСКВА