Когда-то все мальчишки мечтали быть космонавтами, теперь – менеджерами. Когда-то в павильон «Космос» ВДНХ шли, чтобы увидеть легендарные российские спутники, теперь – за саженцами и семенами. Никаких космических достижений превратившийся в огромный сарай павильон уже давно не демонстрирует, и 12 апреля, в День космонавтики, как и в любые другие дни, самое большое, что он может показать посетителям по теме, – это «Космос» махровый. Цветок. Милый. Только к высоким орбитам никакого отношения не имеющий.
В начале перестройки мы так увлеклись критикой собственной страны, что перечёркнутыми оказались все предыдущие достижения. Журналисты на все лады перепевали приписываемые Высоцкому строчки из «Рассказа технолога Петухова» Юрия Визбора: «…Зато мы делаем ракеты и перекрыли Енисей, а также в области балета мы впереди планеты всей». Но мы бывали впереди планеты всей не только в области балета.
4 октября 1957 года мир потрясло известие о запуске первого искусственного спутника Земли. Советский «Спутник-1» воплотил, как сказал тогда главный конструктор ракетно-космических систем С.П. Королёв, дерзновенную мечту человечества – подняться к звёздам. Спустя 15 месяцев нами в космос была запущена первая межпланетная станция «Луна-1». Через два года – 7 октября 1959-го – советская автоматическая межпланетная станция «Луна-3» впервые в мире сфотографировала невидимую с Земли обратную сторону Луны. 12 апреля 1961 года СССР положил начало пилотируемой космонавтике.
В области исследований космоса мы действительно были впереди планеты всей. «Успех советских учёных и астронавтов, – писал Шарль де Голль после полёта Юрия Гагарина, – делает честь Европе и человечеству».
Нашими разработками, сделавшими честь человечеству, гордятся до сих пор. Другие. Мы продолжаем выбрасывать оставленное нам отцами на свалку истории. И не только истории. В 1988 году советский крылатый орбитальный корабль «Буран» совершил космический полёт, закончившийся первой в мире автоматической посадкой. Этот космический челнок многоразового использования был рассчитан на 100 полётов, но наступили иные времена, и звёзд «Буран» больше не увидел. Оказавшийся собственностью Казахстана корабль был погребён под рухнувшими перекрытиями монтажно-испытательного корпуса космодрома и в 2002 году полностью уничтожен. Копия «Бурана» – испытательный самолёт-аналог (БТС-002) – после мытарств и смены нескольких хозяев нашла недавно пристанище в Германии. Теперь успехами советской космической промышленности, позволившими человечеству заглянуть за горизонт, будут гордиться посетители Технического музея города Шпейер.
«Приехали», – сказал бы Юрий Алексеевич Гагарин, доживи он до наших дней.
Продолжение темы