30 лет тому назад, 27 ноября 1978 года, вывели из Политбюро ЦК КПСС и Совета министров СССР и отправили в отставку Кирилла Трофимовича МАЗУРОВА – гомельчанина, который был одним из соратников и единомышленников А. Косыгина.
Ещё в 1988 году, в связи с 10-летним юбилеем начала преобразований в КНР, Дэн Сяопин, выступая на торжественном заседании ЦК компартии Китая в Пекине, подчеркнул, что «если бы реформы, предложенные Косыгиным и его коллегами, удались, мы бы, возможно, снова учились у СССР». Но то, что предлагали Косыгин, Мазуров, Машеров, Катушев и другие «косыгинцы» в 1960–1970-х годах, противоречило интересам номенклатуры, опасавшейся меньшей подконтрольности экономики, да и государства, к чему и вели реформы.
К. Мазуров родился 25 марта 1914 года в деревне Рудня-Прибытковская Гомельского района Гомельской области. Умер в Москве 19 декабря 1989-го, будучи уже 11-й год в отставке. Его «уволили», когда отставка Косыгина и его «команды» была лишь вопросом времени. А просьба Мазурова о работе в Белоруссии на любой должности была отклонена. С этими событиями почти совпало по времени устранение других сторонников косыгинских реформ и возможных преемников Брежнева – Косыгина: скоропостижная кончина Кулакова (по другим версиям – самоубийство или отравление), гибель Машерова, вывод из политбюро ЦК КПСС влиятельных сподвижников Косыгина – Долгих, Полянского, Катушева.
Мазуров вместе с Машеровым были главными организаторами и руководителями партийного подполья и партизанского движения в Белоруссии. Совместный доклад Машерова и Мазурова Сталину весной 1942 года стал основой партизанской стратегии в оккупированных фашистами регионах СССР. Но только в 1974-м, не без поддержки со стороны Косыгина, Мазуров стал Героем Социалистического Труда.
Все, кто его хорошо знал и тесно с ним работал, говорили о Мазурове как об интеллигентом человеке, обладавшем энциклопедическими знаниями и редко пользовавшемся всевозможными номенклатурными благами. За что его «укоряли» некоторые деятели ЦК КПСС: дескать, своим пренебрежением к положенным привилегиям вы ставите их под сомнение…
В годы Великой Отечественной войны К. Мазуров уж точно отверг «номенклатурную бронь»: был политруком роты, командиром батальона, инструктором политотдела 21-й армии в чине подполковника. А с сентября 1942 г. до конца ноября 1943 г. представлял на оккупированной территории Белоруссии Центральный штаб партизанского движения: он работал в партизанских отрядах Минской, Полесской, Барановичской и Брестской областей. Был он и членом Минского подпольного обкома КП(б)Б, секретарём ЦК ЛКСМБ. Затем возглавлял минские горком и обком партии, а после кончины Сталина с мая 1953 года стал председателем Совета министров БССР. В марте 1956-го его перевели на должность первого секретаря ЦК КПБ, на этом посту он оставался до весны 1965-го, то есть до начала косыгинских реформ.
Белоруссии при Мазурове, экстерном окончившем экономический факультет МГУ им. Ломоносова, удалось избежать многих «хрущёвских деяний» конца 1950-х – первой половины 1960-х годов: массовых насаждений кукурузы, осушения болот, забоя скота-молодняка (ввиду дефицита мяса в стране в первой половине 1960-х), сокращения и ликвидации приусадебных хозяйств работников совхозов. Мазурова за эти «достижения» «хрущёвцы» намеревались отправить в отставку в 1964-м, но не успели: в октябре 1964 года «ушли» в отставку самого Хрущёва…
В брежневский период Мазуров был первым заместителем Косыгина в 1965–1978 годах, членом Президиума ЦК КПСС с апреля 1965 г., членом Политбюро ЦК КПСС в 1966–1978 годах.
Мазуров с Косыгиным и Машеровым стали инициаторами развития переработки алмазного сырья в Белоруссии (в Гомеле в первой половине 1970-х был создан завод такого профиля) и работ по доразведке белорусских месторождений алмазов. Ещё в 1970 году А. Косыгин выступил в Совмине СССР с подробным докладом, предлагая, во-первых, постепенно сокращать вывоз из СССР необработанных («сырых») алмазов, а во-вторых, развивать переработку алмазов в ряде республик, включая Белоруссию и Украину. Выбор такого регионального «приоритета», по словам Косыгина, обусловлен наличием в западном регионе Союза россыпного алмазосырья, которое может там же перерабатываться совместно с якутским.
По поручению Косыгина Мазуров изучал скандинавскую социально-экономическую модель, включая методы стимулирования производительности труда, повышения товарной (а не ценовой) продуктивности производства при снижении его фондо- и капиталоёмкости. «Команда» Мазурова в 1968–1972 годах предложила около 10 адаптированных к условиям СССР вариантов, схожих со скандинавской практикой поощрения предприятий и их работников за рост именно товарного выхода высококачественной продукции более широкого ассортимента при одновременном сокращении фондо- и капиталоёмкости самого производства на этих предприятиях. Было предложено провести эксперименты примерно на 60 предприятиях СССР, в том числе на 25 белорусских и 15 прибалтийских, предусматривающие сокращение числа плановых для них заданий почти на треть. Такого рода эксперименты в тот период осуществлялись, причём небезуспешно, в Югославии, Китае, Чехословакии, Венгрии, ГДР.
Но такие проекты, как и косыгинские экономические реформы в целом, были отвергнуты партгосноменклатурой. По некоторым данным, тогдашний председатель президиума Верховного Совета СССР Н. Подгорный сетовал: «Не для того мы поссорились с Тито и отстранили Дубчека, чтобы повторять их действия у себя». Кроме того, у СССР появились «быстрые» экспортно-сырьевые деньги из-за роста мировых цен на нефть. Так что была предрешена «опала» не только К. Мазурова…
Во второй половине 80-х годов он, по свидетельствам родных и близких, очень тяжело переживал, что дело, которому он посвятил жизнь, сначала было извращено, а затем предано. В своих последних статьях и интервью Мазуров настоятельно призывал не отрекаться от отечественной истории, был против её фальсификации, взывал к достойному отношению со стороны государства к ветеранам войны и труда.
…Через неделю после кончины Кирилла Трофимовича родные случайно нашли листок с его кратким посланием 13-летнему внуку: «Будь верен Отчизне: измены она не прощает!»