Народному артисту России Игорю Охлупину исполняется 70 лет
Тем не менее в Театре имени Маяковского, куда он пришёл сразу после окончания Щукинского училища в 1960 году, сверстники актёра и теперь с любовью называют Игорьком. Этого человека невозможно не любить, он весь нараспашку, добрый и прямой, спокойный и могучий. Обычно о таких людях говорят: «Последнюю рубашку снимет». И всё же Охлупин не так прост, как кажется, достоинства ему не занимать, самоуважения тоже. Он никогда в театре не напрашивался на роли, а в кино тем более, ведь актёра с такой богатой фактурой, таким низким баритоном не сразу найдёшь среди служителей Мельпомены. Вот почему в 60–70-е годы на него так набросились кинорежиссёры, увидев в нём того самого былинного русака, который ни в огне не горит, ни в воде не тонет. Андрей Кончаловский, можно сказать, обомлел, когда увидел этого кучерявого, белозубого парня, способного и по снегу босиком пройти, и широкую реку переплыть. Ни дать ни взять сибиряк, будто специально рождённый для его «Сибириады». Ну а дальше киношники стали лепить из этого артиста простоватых Иванов, Фёдоров и уже никем другим представить не могли.
В то же время, теперь это мало кому известно, одна из первых ролей Охлупина в театре предрекала артисту будущее классического героя. В 28 лет он сыграл царя Эдипа в пьесе Софокла. Сам Николай Охлопков, в то время руководивший коллективом, был околдован могучей природой начинающего актёра, сочетающего в себе сильный характер и внутреннюю трепетность, помноженную на романтизм. Именно поэтому он доверил ему сыграть правдолюбца Сергея в знаменитой пьесе Алексея Арбузова «Иркутская история». Зрители сразу поверили этому надёжному парню, в него невозможно было не влюбиться, особенно зрительницам. Потянулась к нему и актриса Наталья Вилькина, сыгравшая вместе с ним в спектакле великой Марии Кнебель «Таланты и поклонники». Театральный роман закончился браком, и на свет появилась дочь, которая теперь тоже актриса, а вот Наташа рано ушла из жизни.
Надо сказать, Игорь Охлупин никогда не даёт интервью, его личная жизнь недоступна для журналистов, поэтому, как он пережил эту трагедию, неизвестно, но те, кто постоянно следит за творчеством любимого актёра, видят, насколько он переменился, став более сдержанным и молчаливым.
С 1968 года в Маяковке начинается режиссёрская эра знаменитого Андрея Гончарова, строившего свой репертуар на могучей кучке актёров, куда входили Лазарев, Немоляева, Джигарханян, Ромашин, Гундарева, Мизери, Симонова и, конечно, Охлупин. Так, как он сыграл Митча в спектакле «Трамвай «Желание», простого американского парня, всей душой полюбившего несчастную Бланш Дюбуа в исполнении Светланы Немоляевой, вряд ли кто мог другой. Когда наступал трагический момент и Бланш должны были отправить в психушку, именно он хватал её на руки и уносил прочь от бездушных, корыстолюбивых людей. Вот уж сколько лет прошло, а я никак не могу забыть эту сцену и это лицо человека, готового разорвать каждого, кто приблизится к его возлюбленной. Именно в этой роли Охлупин, сам того не осознавая, «нащупал» своё амплуа – лирического героя, который впоследствии проглядывался и в других его образах. Ведь, казалось, что можно сказать хорошего о купце Прибыткове в «Последней жертве» Островского, ни перед чем не останавливающемся, когда пахнет выгодой? Но его Флор Федулыч так любит беззащитную Юлию Тугину в исполнении Евгении Симоновой, так желает ей счастья, что все его пороки прощаются, и хочется воскликнуть: вот это настоящий мужчина!
Надо сказать, что дуэт Охлупина с Евгенией Симоновой всегда приносил успех обоим. Это, как две половинки одного яблока. Вот почему последний спектакль «Старомодная комедия» по пьесе Алексея Арбузова, где встречаются два одиночества, мужчина и женщина, изведавшие всё в этой жизни, но не потерявшие надежды на будущее, звучит как симфония о любви. Неважно, сколько лет героям, да хоть сто, главное – они сумели сохранить в себе вечное желание любить и быть любимыми.
Странные зигзаги судьбы бывают у актёров. Казалось бы, Игорю Охлупину на роду написано играть героев без страха и упрёка, тех, кто ни перед чем не останавливается, а он взял и повернулся в сторону любимых женщин, тех, кого надо охранять и защищать. И за это ему низкий поклон от всего слабого пола, который на поверку оказывается и не таким уж слабым.