Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 29 июня 2022 г.
  4. № 26 (6840) (29.06.2022)
Невский проспект

Он в нас отчего-то верит

В «Спокойной книге» Максима Грановского – вечные ценности и главные начала

29 июня 2022


Петербургский писатель Максим Грановский со своим новым сборником стихов стал одним из трёх лауреатов престижной премии фонда «Созидающий мир» в номинации «Поэзия».

 

В «Спокойной книге» Грановского во множестве стихотворений этого автора обнаруживается удивительное взаимопроникновение классической и новаторской поэзии, выраженное иногда мощно, иногда задумчиво, но всегда умно и чрезвычайно лирически:

 17-Обложка.jpg

Цветок мой на треть состоит из дождей,

В июле из матовой кожи ночей,

Из крови канала, из нерва реки,

Из плоти непереносимой тоски.

 

Это про живой, дышащий, родной и бесконечный Петербург, неотделимый от поэта, от его мыслей, чувств. Это и воспоминания о городе, который находится в некоем личном космосе:

 

Мой город на треть состоит из хлопот,

Молитв посреди коммунальных болот,

Тщеславия зданий, чуть-чуть из тепла,

Из кошки, что ночью котят родила.

 

А потом начинается самое главное, Человеческое, знакомое всем:

Ещё в нём содержится то вещество,

Которым извечно вершат колдовство:

Перо и бумага. Враги и друзья.

Процент не проверить. Замерить нельзя.

 

Вот так внезапно словно становишься зрителем интересного, яркого, умного фильма. Чёрные мурашки букв волшебным образом складываются в картинку, тебя зацепило, и ты начинаешь видеть сны наяву, слышать музыку стиха, любоваться миражами поэзии, потому что эти стихи – на редкость чистого и яркого звучания!

Подчас стихия стихов Грановского, видимо, передавая характер автора, – авангардна, неудержима, идёт потоком. За словом поэт в карман не лезет – его обширный словарь разнообразен:

 

Апельсин улёгся боком

На подушки томных слив,

Посмотрел железным оком

Чайник, выпукло-спесив,

И, прищурившись японцем,

Кот преобразился в шар.

Мандариновое солнце

В кухне вызвало пожар…

 

За обложкой «Спокойной книги» – высокая энергетика чувства и мысли. Даже сложные образные стихотворения легко усваиваются читателями:

 

В каждом лимбе колодца – всё меньше твой нимб.

И всё больше в смещении вообразим

Вертикальный коллайдер, начало трубы,

Есть объём, глубина, нет ни капли воды.

 

И мы сквозь призму этих кругов, волн и наслоений видим жизнь во всей её простоте и бесконечной сложности, ужасе, красоте и величии – словом, такой, какая она и есть на самом деле.

Поэзия Грановского оригинальна и самобытна. В книге практически нет проходных вещей, каждый стих уместен и работает на общую поэтическую задачу:

 

Художник рисовал картину.

Извлёк пышноволосый луг,

И небо вылил в сердцевину,

И Солнце выпустил из рук!

 

Любимая тема поэта – духовный мир человека. При этом эрудиция автора очень широка, а его стихи характеризует точность образов, тонкая драматургия и индивидуальность поэтического взгляда:

 

Захочется строку списать

С того стиха, который ночью

В висок упрётся многоточьем,

И не успеть раскрыть тетрадь…

 

Стихи Грановского отличает неординарность, искренность, возможность рисовать, выписывать настроения то акварельными мазками, то мощными и чёткими штрихами. И, конечно, новаторство:

 

Этот запах не спутать, ни выветрить,

Креозот и мазут – за версту,

Шпалы – словно абстрактная исповедь

Поскользнувшейся зебры на льду.

 

Повествуя о самых личных вещах, поэт по-новому открывает хорошо всем нам известные человеческие чувства и переживания:

 

…Приходишь домой с работы,

И строчки не написать!

Есть самоубийство долгое,

Когда над самим собой

Верёвку плетёшь из воздуха,

Как тёмный дым над трубой…

 

А затем делает вывод точный, изящный:

 

Мир добрый, тобой контуженный,

Не даст тебе слов с огнём.

Фальшивить не даст парадно.

Стеною задумает встать,

В своей обороне за главное…

– Ни строчки не написать!

Ощутимо богатство образов, чувств и мыслей, которыми владеет автор. Отсюда – искренность интонаций, насыщенность метафорами, внимание к деталям, афористичность:

 

Ты вспоминаешь викинга и гунна?

Невольниц робких, приведённых мной?

Лежала ты Парижскою коммуной!

Ты всё-таки была моей женой!

 

Разница напряжений между философией и чувством придаёт этим стихам энергию, обеспечивает их эмоциональный накал, раскрывает отношения поэта и мира:

 

А ты вцепился в ручку от зонта,

Ты запираешь переборку неба.

Но дождь со снегом… Он задержан не был

Нейлоновою кожицей холста.

 

Очень удачны, как мне представляется, отсылки к прошлому, интересно подсознательное разгадывание причинно-следственной взаимосвязи событий, явлений, духовного родства с землёй и небом, прошлым и будущим:

 

Ты говоришь на древнем языке,

Не ведая, откуда взялись буквы,

И почему слогов боятся губы,

И отчего ты, ветер в тростнике,

Заговорил на древнем языке.

Ты говоришь на верном языке,

Придуманном ещё до основанья

Физических законов мирозданья,

До правды, забелевшей в старике.

Ты говоришь на тайном языке.

 

Особое место в представленной книге занимают лирические стихотворения. Они всегда точны, хрупки и изящны. Самое главное – у читателя возникает ощущение сопричастности, подчас участия в чуде, ощущение чего-то лично пережитого, забытого, невесомого:

 

Ты невиновен? Ты преступник сам

В роскошном, молодом несовершенстве.

Привыкнул ты к росе и к чудесам…

А рядом вишня… С небом во главенстве.

 

Чрезвычайно интересны в представленной книге поэмы «Канава» и «Сказ о собаках».

Автору удаётся точно передать глубину затрагиваемых тем, провести читателя по утончённым граням человеческой мысли, окунуть его в холодный поток разума и в горячий огонь чувства:

 

У дома, где твой дух ревел,

Бедой подать до двери, –

Течёт канава. – Серый зверь

Во время наводнений!

Канава сточная, она

Одна в твоей округе.

В ней мылась полная Луна.

Оранжево. В испуге.

 

Оголённый нерв поэмы держит в напряжении слушателя, ищет и находит это хорошо знакомое общее личное:

 

Любовь! Ты памятью права!

Потребность человека

В добре, в теченье естества,

Вращает лопасть века!

 

Многопланова драматургия поэмы «Сказ о собаках», повествование которой представляет собой эклектику из образов и явлений, происходивших в стране за последние тридцать лет. Автор мастерски объединяет и соотносит это повествование с рассмотрением вечных человеческих ценностей и главных человеческих начал:

 

(Окажется – ноша его легка…

Окажется – сам Он, большая река!)

Во всех мне известных империях,

Где нет к человеку доверия,

Где Чёрное Торжество,

Он в нас отчего-то верит

Сильнее, чем мы в него!

 

Поэме и стихам в этом сборнике присуще такое качество, как удивительная глубина мысли, её необычный поворот, вдруг показывающий всё совсем по-другому при кажущейся обычности и простоте сюжета. А ещё, что лично меня подкупает в поэзии Грановского, так это почти физически ощутимая деятельная доброта – призыв и попытка сделать наш мир хоть немного лучше, на которую невозможно не отозваться читателю.


«ЛГ»-ДОСЬЕ

 Максим Грановский родился в 1971 году в Кишинёве. Там же окончил среднюю школу и архитектурно-строительный институт, стал инженером. В настоящее время живёт и работает в Санкт-Петербурге. А по совместительству он – «инженер человеческих душ» – пишет стихи. Причём давно и много. Автор двух книг стихотворений. Лауреат «Илья-Премии» (Москва, 2007), премии «Молодой Петербург» (2009), Всероссийской премии им. А.К. Толстого за книгу «Ветер» (2014), победитель «Битвы поэтов» (2012), лауреат премии «Поэт года» (2017) и ряда других.

 

Тэги: Екатерина Полянская
Обсудить в группе Telegram

Екатерина Полянская

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • БДТ моей юности

    02.05.2025
  • Хроника подвига

    02.05.2025
  • Через поколения

    02.05.2025
  • Субсидии для культуры

    02.05.2025
  • По заветам Даниила Гранина

    02.05.2025
  • Правда солдата Никулина

    142 голосов
  • Поэт и власть

    119 голосов
  • Очистительный огонь СВО

    111 голосов
  • Выдающийся чужой

    71 голосов
  • Почему-то Ахматова Анна не спит…

    66 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS