Был бы жив Юрий КОЛЕСНИКОВ, ему бы исполнилось семьдесят. Но он уже пять лет, как ушёл от нас. Банальны слова: «Художник не умирает, пока живы его творения», но они верны.
Один из фотошедевров Юрия Колесникова стал обложкой «Коломенского альманаха». И это не случайно, мастер был поразительно зорок, он видел душу нашего древнего и прекрасного города. Он был удивительно трудолюбив и терпелив, мог день за днём приходить на одно и то же место в надежде уловить нужное состояние природы. Он часами бродил вокруг Маринкиной башни, ожидая, когда вылетит из бойницы ворона – образ души царицы‑колдуньи. Художник дождался этого мгновения и сделал снимок: улетающая в небо корона башни, кусок стены и парящая птица. Так появился знак города, силуэт, который уже много лет воспринимается как неофициальный герб. Я горжусь тем, что эта фотография украшает обложку «Коломенского альманаха»; и будет украшать её всегда, покуда будет жив наш альманах.
А её трудно было выбрать – у Юрия Колесникова много превосходных снимков. В них, кроме продуманной композиции, есть особая глубина и одухотворённость.
Вот удивительная композиция «Посад» – фрагмент Николы Посадского на фоне Коломенского кремля. Вроде бы обычный летний день, известные всем памятники. Но почему на этот снимок хочется смотреть и смотреть? Постепенно догадываешься: кадр выстроен удивительно гармонично. Громада храма, украшенная множеством кокошников, начинает диагональ сверху вниз. Вторая диагональ подсказывается глубокой тенью, идущей снизу вверх, между основным храмом и маленьким приделом. Посередине картина пересекается линией горизонта, а вертикаль создаётся главкой и крестом. И все эти восемь линий сходятся в центре – на основании, которое поддерживает барабан и маковку над придельной церковью! Взгляд притягивает эта точка схода, он скользит в глубину, а там, на горизонте, – сказочный Город: кровля Пятницких ворот, купола, шатёр соборной звонницы… И всё это окутано мягким светом; в небе – лёгкая дымка, на которой так красиво смотрится узорчатый крест, увенчанный короной. Свет играет на белизне стен, выделяет упругие дуги кровель, поблёскивает на изразцах. В этом поразительном сочетании геометрической стройности и сочных, почти осязаемых объёмов отчасти и скрыта магия снимка. Но только отчасти, потому что за чёрно‑белой графикой таится ещё нечто трудноуловимое, какая‑то загадка, дух старой Коломны. Сейчас он почти не ощущается, заслонённый внешним благоустройством. Но тайна Города сохранилась. Она живёт в композициях Юрия Колесникова.
Откуда всё это взялось? Детство мастера прошло здесь, в заречном Парфентьеве, на берегу Москвы‑реки, среди бесконечных коломенских полей. Тяга к искусству проявилась у него рано. Мальчик аккуратно вырезал из журналов и бережно хранил репродукции классических картин. Отец поощрял увлечение сына. Вместе ездили в московские музеи. А потом началась фотография, обретение мастерства, упорный труд.
В конце концов упорство и терпение были вознаграждены: престижная работа в фотолаборатории Конструкторского бюро машиностроения, участие в экспозициях, дипломы международных выставок… Юрий Колесников блестяще работал и в жанре портрета. Великолепны созданные им образы Петра Проскурина и наших коломенских писателей – Романа Славацкого и Евгения Устинова.
В нём не было ничего искусственного, вычурного, богемного, никакой «тусовочной» развязности. Он как будто исполнял завет Томаса Манна, что художник должен быть скромным, аккуратным, воспитанным, что он не должен пренебрегать условностями – потому что ему больше дано, чем другим, потому что на нём лежит бoльшая ответственность. Вот таким мы и запомнили Юрия Колесникова.
главный редактор «Коломенского альманаха»