Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управление подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Она защищает Родину

01 января 2007

КНИЖНЫЙ РЯД

Война на экране / Составители М. Зак, Ю. Михеева. – М.: Материк, 2006. – 224 с.

«С коммерческой стороны этот фильм, вероятно, обречён на полнейший провал, – писала в декабре 1945 г. итальянская газета «Чинетемио» о фильме Абрама Роома «Нашествие». И тем не менее найдётся мало людей, которые осмелятся отрицать, что язык этого фильма исключительно выразителен».
Заменив в этой цитате слово «фильм» словом «книга», получим в общем и целом исчерпывающую мини-рецензию на данный сборник, вышедший в маленьком, вопиюще «несовременном», но чрезвычайно дельном издательстве. Хотя коммерческую сторону люди с «Материка», затеявшие несколько лет назад в содружестве со специалистами из НИИ киноискусства выпуск целой серьёзной библиотеки по теории и истории экранного промысла, надо полагать, и не брали в расчёт. Тираж сборника «Война на экране» – 500 экземпляров. По теперешнему времени для свода киноведческих изысканий, посвящённых к тому же далеко не самому популярному направлению этой отрасли искусствознания, – цифра, похоже, более чем достаточная.
Изданию вряд ли суждено заинтересовать кого-либо, кроме узких специалистов. А жаль. Ведь перед нами, по сути дела, настоящий культурологический альманах, в котором сделана попытка взглянуть на заявленную обложкой масштабную и со временем только возрастающую в своём значении тему под максимально широким углом зрения, с самых различных, порой вовсе нетипичных ракурсов.
В первом – теоретическом – разделе публикуются материалы научно-практической конференции «Вторая мировая война: история и мифология». Целый ряд любопытных сообщений, сделанных по преимуществу докторами и кандидатами наук, смело оперирующими, как сейчас водится, инструментарием сопредельных и весьма отдалённых отраслей знания. В результате перед нами развёртывается во всей своей красе актуальнейшая и свободная стихия того, что именуется междисциплинарными исследованиями (где крайними межами выступают едва ли не чистая философия, с одной стороны, и «боевая» публицистика – с другой).
Раздел архивный состоит из стенограммы творческой дискуссии «Советская художественная кинематография в 1944 году» (довольно бурное собрание в Московском Доме кино проходило с участием таких личностей, как И. Пырьев и
С. Юткевич, М. Ромм и упоминавшийся уже А. Роом, В. Шкловский и М. Жаров; весьма увлекательное, надо сказать, чтение для всех, кто интересуется подлинной историей советской эпохи и его искусства), а также большой подборки из отзывов иностранной прессы военных и первых послевоенных лет на отечественную кинопродукцию.
Здесь можно встретить поистине изумительные критические перлы (говорим об этом лишь с долей иронии), дающие немалую пищу для размышлений к давно бытующему вопросу, «как европейское поставить в ряд с национальным». Вот, к примеру, пассажи из рецензии «Франс суар» на ленту Фридриха Эрмлера «Она защищает Родину»: «Персонажи этого фильма обладают тем естественным уродством, которое свойственно человеческому роду. <…> Это такие же люди, как мы, немного более подчёркнутого типа, с глазами, ртами и необузданными лицами, взятыми из самой жизни». Впрочем, критик начинает с восторгов: «Какой хороший, какой прекрасный фильм! Какое благородство!»
Благородство – вот, пожалуй, определяющее слово и для самой этой скромной книжицы о важном, служащей, скажем с уместным в данном случае пафосом, родом оправдания и где-то даже индульгенцией современному российскому книгопечатанию. Если такие книги ещё выходят, хоть бы и мизерным тиражом, – значит, не всё потеряно.

Обсудить в группе Telegram

Даниил Чаплыгин

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Интервью Событие Утрата Сериал Новости Театральная площадь Век Фильм Поэзия Калмыкии Презентация
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение
  • Обработка персональных данных
ВКонтакте Telegram YouTube RSS