КНИЖНЫЙ РЯД
Война на экране / Составители М. Зак, Ю. Михеева. – М.: Материк, 2006. – 224 с.
«С коммерческой стороны этот фильм, вероятно, обречён на полнейший провал, – писала в декабре 1945 г. итальянская газета «Чинетемио» о фильме Абрама Роома «Нашествие». И тем не менее найдётся мало людей, которые осмелятся отрицать, что язык этого фильма исключительно выразителен».
Заменив в этой цитате слово «фильм» словом «книга», получим в общем и целом исчерпывающую мини-рецензию на данный сборник, вышедший в маленьком, вопиюще «несовременном», но чрезвычайно дельном издательстве. Хотя коммерческую сторону люди с «Материка», затеявшие несколько лет назад в содружестве со специалистами из НИИ киноискусства выпуск целой серьёзной библиотеки по теории и истории экранного промысла, надо полагать, и не брали в расчёт. Тираж сборника «Война на экране» – 500 экземпляров. По теперешнему времени для свода киноведческих изысканий, посвящённых к тому же далеко не самому популярному направлению этой отрасли искусствознания, – цифра, похоже, более чем достаточная.
Изданию вряд ли суждено заинтересовать кого-либо, кроме узких специалистов. А жаль. Ведь перед нами, по сути дела, настоящий культурологический альманах, в котором сделана попытка взглянуть на заявленную обложкой масштабную и со временем только возрастающую в своём значении тему под максимально широким углом зрения, с самых различных, порой вовсе нетипичных ракурсов.
В первом – теоретическом – разделе публикуются материалы научно-практической конференции «Вторая мировая война: история и мифология». Целый ряд любопытных сообщений, сделанных по преимуществу докторами и кандидатами наук, смело оперирующими, как сейчас водится, инструментарием сопредельных и весьма отдалённых отраслей знания. В результате перед нами развёртывается во всей своей красе актуальнейшая и свободная стихия того, что именуется междисциплинарными исследованиями (где крайними межами выступают едва ли не чистая философия, с одной стороны, и «боевая» публицистика – с другой).
Раздел архивный состоит из стенограммы творческой дискуссии «Советская художественная кинематография в 1944 году» (довольно бурное собрание в Московском Доме кино проходило с участием таких личностей, как И. Пырьев и
С. Юткевич, М. Ромм и упоминавшийся уже А. Роом, В. Шкловский и М. Жаров; весьма увлекательное, надо сказать, чтение для всех, кто интересуется подлинной историей советской эпохи и его искусства), а также большой подборки из отзывов иностранной прессы военных и первых послевоенных лет на отечественную кинопродукцию.
Здесь можно встретить поистине изумительные критические перлы (говорим об этом лишь с долей иронии), дающие немалую пищу для размышлений к давно бытующему вопросу, «как европейское поставить в ряд с национальным». Вот, к примеру, пассажи из рецензии «Франс суар» на ленту Фридриха Эрмлера «Она защищает Родину»: «Персонажи этого фильма обладают тем естественным уродством, которое свойственно человеческому роду. <…> Это такие же люди, как мы, немного более подчёркнутого типа, с глазами, ртами и необузданными лицами, взятыми из самой жизни». Впрочем, критик начинает с восторгов: «Какой хороший, какой прекрасный фильм! Какое благородство!»
Благородство – вот, пожалуй, определяющее слово и для самой этой скромной книжицы о важном, служащей, скажем с уместным в данном случае пафосом, родом оправдания и где-то даже индульгенцией современному российскому книгопечатанию. Если такие книги ещё выходят, хоть бы и мизерным тиражом, – значит, не всё потеряно.
Она защищает Родину
Быть в курсе
Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.