Знаменитый российский мыслитель и учёный Александр Зиновьев много размышлял об устройстве современного западного общества, силах и людях, им управляющих. Само нынешнее западное общество он называл «сверхобществом», а управляющих им – «сверхвластью».
Сверхвласть сверхобщества состоит из множества людей. В социологии их принято называть правящей элитой.
Сверхвласть не является не только выборной, но и вообще узаконенной... Эти люди имеют настолько высокий социальный статус, что являются фактически независимыми от государственной власти, а также от политической и экономической конъюнктуры.
Они в значительной степени наследуют свой статус. Они имеют влияние на правящие круги и на привилегированные слои, являются известными личностями, связаны личными знакомствами и в значительной мере родственными отношениями.
Кроме них в рассматриваемое множество входят обслуживающие их лица, исполнители их решений.
Рассматриваемое множество людей образуют сложную иерархизированную сеть, так что образуется плотная, связная среда.
Эти объединения не узаконены юридически и разнообразны по степени организованности, начиная от случайных и аморфных и кончая постоянными, с установленной структурой, правилами, разделением функций.
Они формально добровольны, но фактически обладают достаточно прочными нитями, связывающими их в целое.
Члены таких объединений обладают способностью опознавать «своих» и «чужих», идентифицировать себя в качестве членов тех или иных объединений.
Они присваивают себе функции власти. Эти функции охватывают многолетние планы и особо важные проблемы, для выполнения которых требуются усилия всей страны... Они определяют направление эволюции страны вообще...
Люди подчиняются им, поскольку в распоряжении сверхвласти находятся все средства принуждения – администрация, суды, полиция, деньги, средства массовой информации.
Элитарная часть образует особого рода объединения, для которых прочая часть человечества становится средой существования.
Она использует остальных в своих интересах. Она имеет более высокий уровень жизни. Общие нормы жизни, имеющие силу в отношении остальных, не действуют в ней. Она живёт по своим правилам.
Её отношение к остальной части общества можно сравнить с отношением метрополии империи к колониям.