Поэтический Екатеринбург в отсутствие Рыжего
Самое известное поэтическое имя Екатеринбурга – Борис Рыжий – налагает на весь город образ бесконечного Вторчермета, заводской окраины без истории и традиции. Екатеринбург рефлексировать не любит, одного поэта ему достаточно. Однако назовём и другие имена.
Начнём с двух литературных премий, ежегодно проходящих в городе. Как повелось, первая – прозападная, вторая – почвенническая. Финансируемый из Нью-Йорка фестиваль «ЛитератуРРентген» – детище поэтов Василия Чепелева и Елены Сунцовой – решает две задачи: дать «путёвку в литературу» молодым нестоличным авторам и привезти в Екатеринбург именитых авторов из обеих столиц. По литературному уровню участников и номинаторов фестиваль «ЛитератуРРентген» составляет конкуренцию всероссийскому «Дебюту», но внутри города слишком многое завязано на личных отношениях, потому чёрный список нежелательных на фестивале «нетолерантных» гостей с каждым годом увеличивается. Бизнес есть бизнес.
Премия им. П.П. Бажова («Бажовка», «Уральский Нобель»), напротив, оплачивается местными финансистами, в ней много самодурства подчас далёких от литературы персон, от её консерватизма и пафосных призывов тоскливо до зевоты, но процент действительно выдающихся авторов стойко сохраняется. Среди её лауреатов – создатель новых форм стиха Андрей Санников и магический реалист Евгения Изварина – лучшие из ныне живущих в Екатеринбурге поэтов.
Что касается публикаций, то уральская поэзия на книжных полках встречается, но за выставленное стыдно. Издательство «Марафон» практически любому даёт возможность выпустить книжечку втридорога за свой счёт, но зато с предисловием именитого филолога. Изредка выпускают залп конфетти в небо над городом издательства «ИГНЫПС» и «Уральское литературное агентство». Их книги ходят по рукам, словно некогда самиздат или списки. До 2009 года существовал издательский проект «Библиотека «Свезара», выпускавший книги и альманахи поэтов, имеющих отношение к авторской песне. Под маркой «Свезара» в тоненьких сборниках вышли литературный алхимик Егор Белоглазов, поэт городских окраин Антон Васецкий, ваш покорный слуга, создатель альтернативных миров Евгений Сусоров, «уральский Визбор» Елена Бушуева, скептик Инна Домрачёва и другие.
«Толстый» журнал в Екатеринбурге единственный – «Урал», но его ориентация на театр не меняется вот уже много лет. Серьёзного поэтического издания нет и не предвидится.
С 1998 года при журнале «Урал» существовал литературный клуб «ЛебядкинЪ», созданный Борисом Рыжим и Олегом Дозморовым как своеобразная таможня для графоманов, наседавших на редакцию журнала. В 2006 году клуб был преобразован Андреем Санниковым в частную литературную мастерскую, очень напоминающую по духу «Цех поэтов» Николая Гумилёва (но без Сергея Городецкого). Однако учёба в «ЛебядкинЪ» (что понятно из названия) проходила не в акмеистическом ключе, а в традициях Божнева, Введенского, Зданевича с хорошей примесью регионального компонента – Кальпиди и Решетова.
Екатеринбург известен большим количеством архитектурных памятников эпохи конструктивизма, но вот попытка взрастить на базе мастерской посевы конструктивизма литературного результата не принесла. В 2010 году «ЛебядкинЪ» без объяснения причин отлучили от «Урала», но авторы уже успели вырасти в самостоятельных мастеров. Из часто публикуемых назовём скульптора Николая Предеина, специалиста по русской религиозной философии Екатерину Гришаеву, поэта-минималиста Наталью Косолапову, джазового композитора Елену Оболикшта, а также Ольгу Речкалову, Марину Чешеву и Марину Лихоманову, написавшую:
Но собираются слова
Под человечьими руками,
Но остеклёнными глазами
Фасад глазеет на фасад.
Они ещё заговорят –
Возможно, нами.
При Театральном институте существует литературная кафедра, но два известных мне выпускника уже до учёбы там являлись сложившимися поэтами и учениками достойных мастеров: поэт из Озёрска Дмитрий Машарыгин – учеником кыштымского культуртрегера Александра Петрушкина, а поэт из Нижнего Тагила Наталья Стародубцева – ученицей Евгения Туренко, создателя знаменитой «Тагильской школы».
Массовый поэтический проект «Добряне», широко разрекламированный в региональной прессе в начале 2000-х, оказался «потёмкинской деревней», открыв дорогу в столичные издательства верхушке функционеров. Последовавшее по его стопам (в смысле наращивания количества резидентов и громкой СМИ-оглаской) товарищество поэтов «Сибирский тракт» имеет к Екатеринбургу касательство только в том, что основавшие его поэты Арсений Ли и Алла Поспелова живут в городе-спутнике Екатеринбурга – Дегтярске. Внутри движения «Сибирский тракт» презентуют себя многие замечательные авторы, но само товарищество более связано с литературным семинаром в Липках (из Екатеринбурга можно только повторить имя Инны Домрачёвой).
Из не причастных ни к каким группам поэтов можно выделить в Екатеринбурге уже названную в связи с «Бажовкой» Евгению Изварину, а также ныне живущего в Лондоне, но навещающего родной город Алексея Верницкого, поэта и драматурга Аркадия Застырца, постоянного автора журнала «Воздух» Андрея Ильенкова, мистическую Виталину Тхоржевскую. Из ушедших хотелось бы не забывать имена классика уральской литературы Алексея Решетова и трагически погибшего Романа Тягунова.
, ЕКАТЕРИНБУРГ