Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управление подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Они наполнены жизнью

01 января 2007

ЧИТАЮЩАЯ    МОСКВА

Нонна Яковлева. Московские иконописцы. – М.: Белый город, 2011. – 272 с.: ил. – 1500 экз.

Издание посвящено творчеству трёх великих иконописцев Руси: Феофану Греку, Андрею Рублёву и Дионисию, но при этом рассказывает и о традициях иконописи и духовой сути творчества. «В иконе присутствует благодать… она формирует душу иконы – художественный образ в сотворчестве художника с Духом Святым». Каждый образ, форма, каждый оттенок цвета в иконе наполнен духовным смыслом, имеющим и земную суть. Важен и сам материал, из которого сделана икона. Выдолбленная деревянная доска, покрытая слоями мела, клея и холста; краски, сделанные из растительных и минеральных пигментов; вода и яичный желток; сусальное золото – все эти материалы являются составными частями особого ритуала. Неслучайно в предисловии автор книги проводит параллели между материальной основой иконы и её духовной составляющей: «краски – пигменты, драгоценные минералы, как и алебастр, – это сама земля. Растёртые на желтке, главной живоносной части яйца, они наполнены жизнью и несут в себе память о земных небесах, в которых парят птицы».

В книге повествуется о непростых судьбах трёх мастеров, трудившихся во славу Божью, – они словно растворены в сиянии образов, авторами и создателями которых себя не мнили, являясь смиренным орудием в руках Господних…

В тексте подробно рассказывается о русском высоком иконостасе, сформировавшемся в XIV–XVI  веках. В нём представлены все важнейшие иконы православной церкви, причём в строго определённом порядке – храм в целом, как и алтарная часть, как росписи на стенах храма, как каждая икона – это своего рода микрокосмос, подобие Горнего мира – рая на земле.

По свидетельству современника, до приезда на Русь Феофан расписал десятки храмов в Царьграде и его окрестностях, но парадокс заключается в следующем – ни в бывшем Царьграде, ни в Феодосии не найдено ни одного творения мастера, которое можно было сравнить с тем, что оставил Феофан на Руси. «Ничего даже отдалённо напоминающего наполненные светом фрески, теплящиеся неземным пламенем лики икон кисти великого Грека».

Икона Ветхозаветная Троица кисти Андрея Рублёва венчает долгий путь развития особого иконографического типа, воплощающего важнейший догмат христианской веры и выработанного ещё в Византии. В чём же одна из важнейших особенностей (тайн) этой иконы? «Этот образ, как русский высокий иконостас всей совокупностью икон, воплощает встречное движение Бога к человеку и человека к Богу... В образе кисти Рублёва это движение передаётся направлением взглядов ангелов и движением руки среднего из них».

Важной работой Дионисия было внутреннее убранство Успенского собора Московского Кремля. Иконы, созданные если не кистью самого Дионисия, то при его участии и в его мастерской, стали иконографическим протографом для других образов молитвенников Руси – Сергия Радонежского, Кирилла Белозерского. До наших дней не дошло практически ничего из огромного труда мастера в Иосифо-Волоколамском монастыре, сотворившего с учениками внутреннее убранство Успенского собора этого монастыря.

А.Г.

Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Интервью Событие Утрата Сериал Новости Театральная площадь Век Фильм ЛГ рейтинг Поэзия Калмыкии
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение
  • Обработка персональных данных
ВКонтакте Telegram YouTube RSS