Московские иконописцы. – М.: Белый город, 2011. – 272 с.: ил. – 1500 экз.
Издание посвящено творчеству трёх великих иконописцев Руси: Феофану Греку, Андрею Рублёву и Дионисию, но при этом рассказывает и о традициях иконописи и духовой сути творчества. «В иконе присутствует благодать… она формирует душу иконы – художественный образ в сотворчестве художника с Духом Святым». Каждый образ, форма, каждый оттенок цвета в иконе наполнен духовным смыслом, имеющим и земную суть. Важен и сам материал, из которого сделана икона. Выдолбленная деревянная доска, покрытая слоями мела, клея и холста; краски, сделанные из растительных и минеральных пигментов; вода и яичный желток; сусальное золото – все эти материалы являются составными частями особого ритуала. Неслучайно в предисловии автор книги проводит параллели между материальной основой иконы и её духовной составляющей: «краски – пигменты, драгоценные минералы, как и алебастр, – это сама земля. Растёртые на желтке, главной живоносной части яйца, они наполнены жизнью и несут в себе память о земных небесах, в которых парят птицы».
В книге повествуется о непростых судьбах трёх мастеров, трудившихся во славу Божью, – они словно растворены в сиянии образов, авторами и создателями которых себя не мнили, являясь смиренным орудием в руках Господних…
В тексте подробно рассказывается о русском высоком иконостасе, сформировавшемся в XIV–XVI веках. В нём представлены все важнейшие иконы православной церкви, причём в строго определённом порядке – храм в целом, как и алтарная часть, как росписи на стенах храма, как каждая икона – это своего рода микрокосмос, подобие Горнего мира – рая на земле.
По свидетельству современника, до приезда на Русь Феофан расписал десятки храмов в Царьграде и его окрестностях, но парадокс заключается в следующем – ни в бывшем Царьграде, ни в Феодосии не найдено ни одного творения мастера, которое можно было сравнить с тем, что оставил Феофан на Руси. «Ничего даже отдалённо напоминающего наполненные светом фрески, теплящиеся неземным пламенем лики икон кисти великого Грека».
Икона Ветхозаветная Троица кисти Андрея Рублёва венчает долгий путь развития особого иконографического типа, воплощающего важнейший догмат христианской веры и выработанного ещё в Византии. В чём же одна из важнейших особенностей (тайн) этой иконы? «Этот образ, как русский высокий иконостас всей совокупностью икон, воплощает встречное движение Бога к человеку и человека к Богу... В образе кисти Рублёва это движение передаётся направлением взглядов ангелов и движением руки среднего из них».
Важной работой Дионисия было внутреннее убранство Успенского собора Московского Кремля. Иконы, созданные если не кистью самого Дионисия, то при его участии и в его мастерской, стали иконографическим протографом для других образов молитвенников Руси – Сергия Радонежского, Кирилла Белозерского. До наших дней не дошло практически ничего из огромного труда мастера в Иосифо-Волоколамском монастыре, сотворившего с учениками внутреннее убранство Успенского собора этого монастыря.