Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 18 декабря 2018 г.
  4. № 51 (6672) (19.12.2018)
Искусство

Онлайн – на одном дыхании

Пьеса Полины Бабушкиной ломает стереотипы, не нарушая каноны

18 декабря 2018
Единство места, времени и действия

Много сейчас разговоров о том, что отечественный театр в кризисе, что мало на сценах пьес современных драматургов, а если есть, то не те, – пресловутая «новая драма» и прочие экзерсисы. Подобные кривотолки обыкновенно происходят от бессилия и от невозможности работать по-настоящему актуально и интересно. Постановка Иваном Миневцевым пьесы Полины Бабушкиной «В зоне доступа» на сцене театра «Et Cetera» опровергает все высоколобые доводы сомнительных ревнителей.

Этот динамичный и гротескный спектакль смотрится на одном дыхании. И это, бесспорно, результат синергии творческих замыслов режиссёра и автора пьесы. Пьеса устроена так, что в ней практически нет таких внешних эффектов, по которым можно было бы рассредоточить зрительское внимание. Вся партитура держится на распределении тонких смысловых акцентов, на постоянных психологических коллизиях, тайных и не очень.

Сюжет пьесы основан на уже не раз применяемом приёме: компания друзей, собирающаяся по пятницам, решила сыграть в игру: читать вслух все эсэмэски и говорить по телефону по громкой связи. Поначалу думаешь, что всё пойдет по банальному сценарию вскрытия неких запретных взаимоотношений героев. Сразу скажу, что этот фактор присутствует. Но то, что происходит на сцене, значительно тоньше и увлекательней, чем разоблачение банальных адюльтеров.

Никаких постмодернистских заходов ни в пьесе, ни в постановке не сыщешь. Единство места и времени соблюдено с лихвой. На сцене длинный стол, кухонная мебель, две двери с разных концов и выход на балкон. Пространство организовано, с одной стороны, компактно, с другой – с большой перспективой сценографического манёвра. Режиссёр этим манёвром прекрасно пользуется, то отправляя героев на балкон, то возвращая за стол, то заставляя их передвигаться между дверьми и столом. И каждое передвижение не случайный поход, а психологический жест, замотивированный в общем действии.

Все персонажи написаны драматургом и воплощены постановщиком на сцене выпукло и узнаваемо. Это, бесспорно, их общий успех.

Актёры Иван Косичкин и Наталья Благих – блестяще показывают нам обычную городскую пару, пару интеллигентов, у которых есть шестнадцатилетняя дочь, они ближе к среднему классу, но их ценности с налётом мещанства надлежит пересмотреть. Косичкин играет весьма аскетично, но ни на секунду не позволяет потерять себя из виду, Благих же, наоборот, создаёт образ своей героини яркими мазками – несколько экзальтированными и нервными, но не противоречащими друг другу. Две другие пары – типичные примеры альянса-мезальянса. То, что в паре Благих –Косичкин чуть намечено, в других парах доведено до трагического абсурда. Сладчайшие внешне отношения Макса (Евгений Шевченко) и Ксюши (Кристина Гагуа) оказываются на поверку напрочь лишёнными искренности. Исполнители доводят акценты до предельной мощности в первой части спектакля, и тем трагичнее всё обваливается, когда вскрываются все измены Макса и далеко небезупречная жизнь Ксюши. Алексей и Аня (добротные и качественные работы Андрея Кондакова и Екатерины Егоровой) – уставшие от бытовых неурядиц люди, надоевшие взаимно до чёртиков, но демонстрирующие внешнее благополучие, – это наиболее узнаваемые и типизированные персонажи. Таких людей наверняка можно встретить в каждом городе. Но под пристальными взглядами зрителей они обретают черты индивидуальные, и здесь, конечно, определяющим становится то, как Егорова блестяще играет нерастраченную сексуальность Ани – она рассыпана на реплики, на позы, на походку, на повышение и понижение тона.

Два персонажа без пар – это Миша, в итоге оказавшийся представителем ЛГБТ, и проститутка Нина, появившаяся по недоразумению. Они далеко не статисты. Их сюжетные истории теснейшим образом связаны с общим действием.

Есть ещё дочка хозяев Алина.

И вот все эти люди взаимодействуют на сцене так занимательно, так разнообразно и с такой плотностью психологических перемен, что вполне проникаешься авторской идеей обозначить жанр «В зоне доступа» как онлайн-драму. Всё развивается горизонтально, традиционное деление на действия отсутствует, но в этом себе даже не отдаёшь отчёта. И в этой горизонтальности чрезвычайно важно отметить, как режиссёр решает очень сложную задачу. Она в том, что почти все персонажи находятся на сцене одновременно. Что делать тем, кто молчит? Как не выглядеть вычурно и в то же время оправдать своё присутствие на подмостках?

Впечатляет, что все персонажи существуют в полифоничном режиме, каждое движение значимо, как игра без мяча в футболе. Ансамбль идеален, всё работает как отлаженный механизм.

Спектакль долго помнится. О чём он заставляет задуматься? Наверное, о судьбе героя, о том, как зыбко счастье, о том, как многого мы не знаем о близких, и это незнание часть нашего преступного невнимания, о том, как многолик и глубок человек даже в недостатках своих. Разве этого недостаточно для того, чтобы признать постановку Иваном Миневцевым пьесы Полины Бабушкиной удавшейся?

Максим Замшев

Тэги: Максим Замшев
Обсудить в группе Telegram

Максим Замшев

Максим Адольфович Замшев. Поэт, прозаик, публиц... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • «Это моя Земля. Поморье»

    11.11.2022
  • Мы в Telegram

    26.09.2022
  • Весь мир в улыбке

    21.09.2022
  • Закончим «Русской весной»

    14.09.2022
  • Максим Замшев в Бункере

    06.09.2022
  • Пусть растут!

    438 голосов
  • Мы в Telegram

    235 голосов
  • Новая книга Максима Замшева

    132 голосов
  • Не хотим, как в Париже

    118 голосов
  • Максиму Замшеву – 50!

    113 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS