Булат Ханов. Ибупрофен. – М.: Эксмо, 2022. – 288 с. – 2000 экз.
Ибупрофен – для людей, не сведущих в фармакологии, это препарат, обладающий умеренным обезболивающим, жаропонижающим и противовоспалительным действием, а не то, о чём вы могли подумать.
Сборник рассказов молодого прозаика состоит из сочинений, время действия которых балансирует между днём сегодняшним и самым недалёким будущим. Нынешняя действительность плавно втекает в завтрашний день, а узнаваемые реалии естественно соседствуют с чертами гипотетического грядущего: магазины с мясом, выращенным в пробирках, популярность собачьего пива, разгул молодёжных экстремистских объединений и субкультур, немотивированная жестокость федеральных органов...
В первом рассказе, «Когда свет заполнит всё», в загородном доме планируется встреча активистов группы антифашистов. Становится известно, что на них готовится напасть банда неонацистов, о чём их предупреждают всезнающие и всемогущие адепты авторитарной власти. Несанкционированное мероприятие заканчивается кровавой разборкой.
Другая история («Сын мой») состоит в основном из диалога родителей подростка Вити. Заботливые и продвинутые родители Лена и Данил хотят провести с ним просветительско-профилактическую беседу на тему сексуального и становящегося обиходным бисексуального воспитания. Дело оборачивается истерикой паренька, шокированного бесцеремонностью взрослых.
Новелла «Доктор Врач» основана на довольно популярном сюжете о похищении и удержании в неволе человека, не подозревающего о цели своего мучителя-садиста. Он обещает пленнику отпустить его на свободу, но и это оказывается жестоким розыгрышем.
Любитель мира живой природы, сострадающий каждой божьей твари Олег («Улица Инвазивная») узнаёт о том, что самка носорога на Суматре разродилась двойней (редчайший случай), и начинает переживать за их судьбу, как за собственных детей. Он следит за тем, как растут Бима и Джу: об этом подробно рассказывается в специальном блоге. А когда сообщается о кровавой бойне, устроенной на далёком острове вооружёнными до зубов головорезами, где под раздачу попадает и двойня носорожиков, впечатлительный эколог делает шаг наперерез мчащемуся трамваю…
Впрочем, стоит ли пересказывать все сюжеты этого сборника? Дело в том, что большинство из них объединено настроением депрессии и чернухи, от чего вряд ли поможет ибупрофен, тут нужно средство более радикальное. Заглядывая в завтрашний день, автор видит главным образом мрачное, переходя в жанр антиутопии. Но опасные предчувствия имеют обыкновение сбываться. Стоит лишь напомнить, что к концу ХХ века стало ясно, что многие такие футурологические сочинения являются не авторской фантазией, а сценариями предстоящих событий. А это уже не шутки.
Когда смотришь на молодого автора (30 лет), в глаза бросается контраст между его светлым, улыбчивым лицом и мрачной тенденцией книги. Хочется напомнить пушкинский совет: коль мысли мрачные придут, откупори шампанского бутылку иль перечти «Женитьбу Фигаро». Не стоит травить в себе Моцарта.
Сергей Казначеев