Славянский мир, православие пытаются ослабить, раздробить, заставить принять чуждые духовные ценности и ориентиры. Главная цель «переориентации» – Россия, оплот православия, где свободно и уверенно чувствуют себя представители и других верований. Как не заблудиться, сохранить и единство братских народов, и себя, свою душу? Об этом разговор с человеком интереснейшей судьбы – лётчиком, дизайнером, мыслителем, священником. Наш собеседник – протоиерей Фёдор, настоятель прихода храма Всех Святых в Минске.
– Отец Фёдор, все мы родом из детства. Ваш отец, Пётр Повный, стал священником в 1950-е годы. Старики на Гомельщине, где он служил, по сей день вспоминают его добрым словом. Удивительной женщиной была ваша мама, она трагически ушла из жизни. Расскажите о них.
– Пример родителей важен для любого ребёнка. Мои родители для меня были примером нелицемерного служения Богу, Церкви и людям. Они были христианами, их слова не расходились с делом. Вы сами знаете, что во времена воинствующего атеизма верующие были людьми второго сорта, но я не видел у родителей ненависти, злобы и раздражения к партийным «гонителям», к атеистам. Чиновники порой втайне приходили крестить своих детей, просили у отца совета в тяжёлых жизненных ситуациях. Он и мать прозревали в человеке прежде всего душу. Мне повезло вырасти в христианском семейном укладе – с молитвами, чтением Евангелия, христианскими праздниками.
– Вы не сразу избрали путь служения. Я мог бы беседовать сейчас с лётчиком-испытателем – вы собирались поступать в Черниговское военно- авиационное училище. Или с дизайнером – вы даже получили специальное образование.
– Да, в детстве грезил о небе, но и сейчас я служу Небу. Только мой полёт в ином измерении. Если бы мне довелось стать лётчиком, то небо стало бы потолком, ограниченным лётной способностью самолётов. Молитва же не имеет предела, не требует топлива и разрешений на полёты. Пилотировать умею, люблю, иногда летаю в ДОСААФе. Моя специальность по диплому – художник интерьера и художник-монументалист, а работаю, как видите, по второй – Духовная семинария и академия. Но учёба в Художественном институте – это провидение Божие. Господь задумал в Беларуси воздвигнуть храм. Его образ рождается всегда на Небе. Он терпеливо «растил» зодчего, своего домоуправителя. Я лишь наёмный работник у Бога. И понимаю: каждый жизненный поворот вёл меня к Всехсвятскому храму-памятнику.
Как ни странно, желание служения Богу пришло на службе в армии, в ночных караулах в Казанском кремле. Дорисовывал в воображении кресты на обезглавленных соборах кремля и дышал духом Святой Руси, живущим в древнерусской архитектуре. Не раз бывал в татарских сёлах Чебоксарского края и видел порядок и уют в домах, радушие хозяев, схожее с нашим белорусским. Люди одинаковы по своей природе. Всё это откладывалось в сознании, сыграло роль при создании концепции храма-памятника.
– В России и Белоруссии мусульмане и православные живут со взаимоуважением, а в Западной Европе для мусульман отводят подчас чуть ли не резервации, и я тут не хочу смешивать проблемы миграции и вероисповедания. Но разница в подходах к сосуществованию представителей разных религий в разных странах есть.
– Бог существует, что признают все религии. Вдаваться в догматические расхождения вероучений – в формате этого интервью неуместно. На самом деле различия в вероисповедании не мешают людям жить рядом друг с другом, вместе строить государство, налаживать жизнь. Нужно уважение и терпение, понимание, что все не могут думать одинаково, у всех разное воспитание и ценности, но потребности похожи: дом, работа, еда, семья, дети, Родина. Каждый вправе оставаться верным своей традиции, когда в целом всё общество принимает веру в Бога как ценность.
Я видел Европу сейчас и в 80-е годы, когда жил в Германии, – это два разных мира. Да, где-то создаются резервации для мигрантов, но у меня сложилось впечатление, что уже некоторые европейские страны целиком стали резервацией для европейцев и по процентному отношению населения, и по культурному доминированию мусульманских традиций. При этом Европа не собирается защищать христианство: нательные кресты носить нельзя, а паранджу можно; православные храмы строить не рекомендовано, а мечети возводятся, и, самое главное, они заполнены народом, в отличие от костёлов.
Европа пытается искусственно соединить несоединяемое. Она поклоняется толерантности больше, чем Христу, переосмысливает и переиначивает традиционные ценности отнюдь не с позиции духовности. В таком понимании толерантность – это вероотступничество. Секулярно- гуманистическое сознание, царящее сейчас в Европе, воспринимает любое сакральное знание как относительное.
– То есть человеку позволено быть верующим до тех пор, пока он не заявляет о том, что поведенческие нормы общества греховны.
– В Беларуси иная ситуация. У нас нет миграционного потока. Наш народ, находясь на стыке Востока и Запада тысячу лет, искал формы мирного сосуществования с соседями. В истории было ополячивание, уния, антисемитские настроения, черта оседлости, геноцид, холокост... Проблем не было только с татарами. Они пришли сюда более 500 лет назад. Но они как меньшинство всегда уважали местные законы и традиции, не навязывали своих ценностей, при этом их хорошо сохранили, ощущают себя полноправными гражданами. Толерантность белорусов – это свобода вероисповедания, но в рамках уважения к основной традиции. Государство и господствующая вера выступают гарантом сохранения неповторимости национального своеобразия народов, входящих в состав нации.
– Несколько лет назад на Кубе встретились глава Русской православной церкви и папа римский – историческое событие. Но почему представители главных мировых конфессий крепче не объединятся в противостоянии тем, кто толкает мир ко всё пожирающей войне?
– Папа римский и предстоятель Русской православной церкви встретились, чтобы выразить готовность объединить усилия в миротворческих вопросах и в вопросах защиты жизни христиан. В социальной концепции Русской православной церкви, в восьмом разделе, который называется «Война и мир», говорится, что Церковь обязана занимать миротворческую позицию и говорить правду без прикрас и возносить молитвы за мир. Во многом и католическая, и православная церковь так и поступают. Наверное, нужна новая встреча церковных руководителей, и это решать только им самим. По собственному опыту знаю, что крипта храма-памятника в честь Всех Святых в Минске, где проходит моё послушание, – это место, в котором не один год собираются представители и главы основных религий и конфессий Республики Беларусь. В крипте нащупан пульс исторических кровотоков, они несут убеждённость в необходимости мира. Миротворческие усилия надо наращивать всем и на всех уровнях.
Президент Белоруссии Александр Лукашенко во время посещения
храма-памятника в честь Всех Святых в Минске
– Вас иногда упрекают в «близости к власти». А по-моему, это нормально, когда церковь и власть взаимодействуют. Важны, конечно, дистанция и возможность высказать власти доказательные упрёки, дать совет. Допустим, если вам нужно было бы сказать что-то нелицеприятное президенту Александру Лукашенко, вы бы сделали это?
– Александр Григорьевич, как все мы, – человек. Прежде всего человек. Я отношусь к главе государства с большим почтением и благодарностью, и не потому, что он власть имущий, но потому, что вижу его отношение к простым людям, к народу. Хочу подтвердить, что в любых вопросах у нашего президента на первом месте справедливость и благо людей.
Его позиция нелицемерна, это подтвердили годы европейских санкций, годы противостояния давлению «демократизации», курс на подлинную самостоятельность в принятии внутренних решений. У него хватает мужества, а уверенность он черпает в народном мнении и доверии.
Я не люблю кривить душой, лебезить и делать вид, что нет проблем. Но для каждого слова, считаю, есть своё время и своя форма выражения.
– Давайте теперь на грешную землю. Разводы, измены, брошенные дети, одиночество, несчастные судьбы – вот реальность. Россия едва ли не на первом месте в мире по числу разводов. И в Белоруссии не всё благополучно. Каковы, на ваш взгляд, глубинные причины этого?
– Первая причина – природа человека. Человек эгоистичен, любит комфорт. Но не любит критику, не любит трудиться, терпеть. Христианство учит человека бороться со своим естеством. Но давайте честно признаемся, что голос Церкви, как и голос совести, слышат немногие. Вторая глубинная причина – поменявшийся уклад жизни. Хорошие условия быта, технический прогресс, доступность образования позволяют и мужчине, и женщине успешно жить поодиночке, хотя часто это лишь видимость. Я не против прогресса, просто констатирую факт изменения уклада жизни. Раньше строили семьи ещё и потому, что выживать было легче вдвоём.
Третья глубинная причина – устранение общественной морали. Её не стало, перед обществом уже не ставят большие цели и глобальные задачи. Исчезли идеалы. Верните девушкам красоту целомудрия, чистоту души и тела – и всё будет по-другому. Когда женщина станет недоступна с первого взгляда на неё, браки обретут другой смысл, и нежеланных детей меньше будет. Если люди будут понимать ответственность перед своей нацией, если людям расскажут правду, что в современной геополитике выживают международные игроки с численностью физически и нравственно здорового населения 250 миллионов человек, тогда люди осознанно будут желать детей, и абортов меньше будет, и семьи крепче – невозможно одному вырастить троих, четверых. Кстати, и союзы между братскими странами станут основательнее.
– На одном из сайтов увидел, что в заголовке статьи вас называют «самым успешным священником Белоруссии». Думаю, нормального человека такие заголовки, сочиняемые для привлечения внимания, не могут не коробить. Почему подчас на продажу идёт всё?
– На зажжённую свечу в темноте слетаются не только мотыльки, но и кусачие мошки. Храм-памятник, как зажжённая свеча, и по своей архитектурной символике, и по концепции. А ещё есть духовный закон – когда делаешь доброе дело, всегда много препон, чтобы не было места тщеславию. Это полезно для души. Это, я бы сказал, маркер того, что всё с тобой в порядке. Если для человека что-то свято, он это никогда не продаст и не предаст. Поэтому ваш вопрос касается ценностей и свободы выбора души между добром и злом.
Если говорить о СМИ, информационном пространстве, то они всегда служат чьим-то интересам. Наряду с созидательными силами много подрывников и предателей, не побоюсь так сказать.
Некоторые продали совесть. Недаром говорят, что идёт информационная война. Религия, язык и история – цели поражения. Так взламывается любой цивилизационный код. Без духовного стержня человек просто кусок глины, а если образно представить – грязь.
В последнее время можно услышать утверждения, что «храмы занимают много места, они не производят продукт, продают сомнительную идею, а попы такие-сякие...». Если отвергается идея, которую предлагает религия, тогда она должна быть замещена другой нравственной концепцией, объединяющей общество. Это понимали даже в советский период нашей истории. Сколько лет после распада СССР нет национальной идеи ни у одного постсоветского государства. Даже у великой России. Потому что понятие Родины и веры обесценили пустословием и злословием. Оно стало уже не свято. Не так просто придумать заново идею. Душа человека верит только в настоящее, подлинное. А неподдельное – это Божественная любовь к людям и Христос на кресте. Не может человек добровольно идти на смерть без высокой цели... Настоящее – это покаяние, потому что это правда о себе, о своём бессилии и ограниченности. Но сейчас немодно признаваться даже себе в своей беспомощности... Балом правит тщеславие.
– Вернёмся к теме «успешности». У людей появляется недоверие к служителям культа, когда сталкиваются с примерами использования ими дорогих автомобилей, когда те носят дорогущие гаджеты и т.п. Как-то беседовал с одним батюшкой, разговор шёл о духовном. Половину времени он говорил по телефону о погрузке-выгрузке стройматериалов. Казалось, я в офисе бизнесмена.
– Мы не можем однозначно утверждать, что все чиновники бюрократы. Также не можем ожидать от всех священников святости. На поверхности СМИ будут отрицательные примеры. Святость скромна.
Храм-памятник в честь Всех Святых часто принимает делегации высокого уровня. Скажите, уместно ли настоятелю быть в порванном подряснике с капустой в бороде перед премьер-министром и участниками конгресса ОБСЕ? Теоретически допустимо. Но будет ли нужная отдача для Церкви, для общества или страны? Миссионерство имеет целевую аудиторию и говорит с ней на понятном ей языке. А если старец в скиту будет со смартфоном принимать старушек, девиц, вдовиц – это подозрительно... Везде есть вопрос уместности.
Если твоё сердце не доверяет этому священнослужителю, то можно найти того, кто мил. На самом деле положительных примеров священства гораздо больше, чем отрицательных. Вот почему некоторые приходы стоят пустые, а где-то яблоку негде упасть. Успешность священника не в машинах, не в связях, а в полнокровной приходской жизни с главным предназначением священника – совершать Божественную литургию. Священник, как любой другой человек, только в гораздо большей мере, отвечает за свои поступки, слова и дела перед Господом и перед Церковью.
Немало дорог ведёт к храму. Всегда ли выбираем
правильный путь и бываем верны ему?
– Хочу коснуться вопросов культуры, духовного развития. Современная жизнь несёт немало нового – в чём-то хорошего, в чём-то настораживающего. Что видится вам? Знаю, вы любите горы, горные лыжи. А кто ваши любимые писатели?
– Вы правы, в культуре сейчас много новых хороших идей, но есть и ужасающие моменты. Никто не отменял законы гармонии, красоты и глубину творческой мысли, предугадывание. Естественно, чем содержательнее высказывание творца, тем больше шансов у него остаться в веках и войти в культурное наследие, не быть пустышкой. В пример могу привести выставку «Святые неразделённой Церкви». Это канонические, но творческие авторские работы, произведения искусства.
Горные лыжи я не могу назвать своим главным увлечением. Оно возникло спонтанно, а горнолыжные курорты – не моя слабость. В случае выбора я предпочту всему пилотирование. Но полетать очень редко удаётся. Моя любовь – иконопись. Рождение ликов на доске – это неописуемый трепет перед таинством краски. Но и этим увлечением могу заниматься лишь изредка по ночам, когда остаются силы после рабочего дня. Читаю я обязательно, но меньше, чем хотелось бы. Это Евангелие, святые отцы, богословы прошлого столетия, современные проповедники. Люблю Феофана Затворника, Игнатия Брянчанинова, митрополита Антония Сурожского, труды Иоанна Кронштадтского, святителя Николая Сербского, Иустина Поповича, старца Паисия Святогорца. Из литературы светской – поэзию Олеси Николаевой, Татьяны Дашкевич, книги Вячеслава Бондаренко. Выборочно перечитываю русских и белорусских классиков.
– Отец Фёдор, каковы ваши мысли о судьбе наших народов, белорусского и русского? Кому-то наше сближение явно не нравится. Какие опасности нас ожидают, как им противостоять?
– Опасность у нас одна – потерять друг друга. Дальше и дальше нас будет разводить время, если будем продолжать строить отношения по интуиции и только на основе рыночной экономики. Старшее поколение, имеющее опыт большой Родины, рано или поздно уйдёт. Идеология в каждом государстве разная и направлена на независимость. Она не озвучивает идеологическую основу отношениям между братскими народами. Если в таком русле и дальше будем двигаться, белорусская молодёжь будет всё больше смотреть на Запад, потому что там якобы блага. А ваша молодёжь будет смотреть на нас как на маленькое государство, чего-то хотящее от России. Но в том и дело, что сейчас выживают игроки с 250-миллионным населением, как я уже сказал. Это мнение авторитетных экспертов. Поэтому тесные интеграции нужны всем, времени остаётся всё меньше перед наступлением держав, которые играют по своим правилам.
У нас есть общее прошлое, ещё не до конца разрушены экономические привязки с советского времени, есть опыт взаимодействия. Нужна, помимо укрепления связей в экономике, новая совместная идеологическая, теоретическая гуманитарная база, правдивые научные исследования в сфере международных отношений, геополитики, социологии. Мы слабо знаем истинные потребности граждан. Нужно ответить на вопросы, что делать для выживания наших народов, чем противостоять давлению более мощных держав, в чём главные угрозы, какие законы действуют в настоящее время. И сейчас больше всего нужны эксперты-гуманитарии, которые создадут научную базу и стратегию развития данных отношений. Нужно всеми силами сохранять православную веру, нераздельность Церкви как духовную основу единства. Только тогда выйдем на осмысленный уровень отношений и союз будет иметь перспективы.
«ЛГ»-ДОСЬЕ«ЛГ»-ДОСЬЕ
Протоиерей Фёдор Повный (Фёдор Петрович Повный) родился 20 июня 1959 года в Брагинском районе Гомельской области. Окончил Минский театрально-художественный институт (ныне Академия искусств). После службы в армии учился в московских духовных школах, в том числе в Московской духовной академии. Позже был личным секретарём минского митрополита Филарета в Отделе внешних церковных связей РПЦ. Служил в Минском кафедральном соборе (1986–1987), Свято-Алексиевском храме-памятнике русской славы в Лейпциге (1987–1995) – ему было всего 27 лет, самый молодой направленный за рубеж священник. Ещё находясь в Германии, начал строительство социально-реабилитационного центра в Минске, вошедшего в обиход Всехсвятского прихода как Дом милосердия, построил деревянный храм в честь Святой Троицы и храм-памятник в честь Всех Святых и в память о жертвах, спасению Отечества нашего послуживших, на территории которого поставил памятник Патриарху Алексию II. Среди наград протоиерея Фёдора – орден преподобного Сергия Радонежского II степени. Женат, имеет дочь.