
Александр Геннадьев
Президент Франции Франсуа Миттеран, награждая Алена Делона орденом Почетного легиона, сказал: «Вы – наш, вы – часть французского пейзажа».
Этот довольно-таки элегантный пассаж можно применить и к фестивалю современного танца Open Look, который по праву стал частью санкт-петербургского пейзажа. Хотя прекрасный хореографический форум уже давно вытек из берегов Невы и разлился чудесным морем по всей России и не только.
На Новой сцене имени Всеволода Мейерхольда Александринского театра в августе с аншлагами прошел XXVII Международный фестиваль современного танца. Open Look своего рода старожил в этом направлении. Созданный Вадимом и Натальей Каспаровыми в 1999 году, он, что, в общем-то, редкий случай, не забронзовел, не сдулся, а по-прежнему свеж и актуален, как и сам современный танец, в силу своей специфики постоянно находящийся в развитии. И это развитие можно было проследить на примере балета Евгения Панфилова из Перми. Две постановки с разницей в 30 лет можно, конечно, сравнивать, но Евгений Панфилов – явление, гений. И его «Восемь русских песен» тому доказательство. Одноактный балет отличается прежде всего остроумием, впрочем, шутливый тон свойствен российскому современному танцу, так как ирония, сарказм – часть русской парадоксальной жизни, а ведь высшая степень понимания проблемы – когда о трагическом, тяжёлом говоришь с юмором.

Панфиловские «русские песни» про всё: и про щедрость русской души, про ее удаль, и про омут гибельных страстей. И, конечно, голос «курского соловья» Ивана Суржикова гармонично вплетен в каждое движение танцующих. А лекция музыковеда и балетного критика Ларисы Барыкиной «Поколение Прометеев» дала возможность прикоснуться к истории и прославленного пермского балета, и его основателя.
Виктория Арчая для своего «Тысячелетия пути» взяла одно из самых известных сочинений Альфреда Шнитке. В свое время именно Concerto Grosso № 1 использовал Евгений Панфилов в балете «Бег»! Спектакль Виктории Арчая философский, и все вопросы, опять же, вечные и о том, как непроста человеческая судьба! Местами хореография кажется закрученно-изнуряющей, но, несмотря на это, постановку отличает свой язык и умение высвечивать красоту человеческого тела.

На сей раз изюминкой форума была Армения. К примеру, состоялась интересная встреча с организатором армянского фестиваля современного танца Summeet Эрной Ревазовой. Кроме того, впервые был явлен формат «Данс-Концерт»: коллектив «Балманукян Данс Компани» из Еревана представил совместную постановку Валерии Каспаровой и лидера армянской рок-группы Rozen Tal Армена Едигаряна «Люди Солнца». Мы увидели сплав современной хореографии и армянской народной танцевальной культуры. Постановка порой вырастает в этакий манифест любви и добра.

Но кроме танцев солнечной Армении зритель оценил и искусство с более жаркой и далекой Кубы. Норхе Седеньо и Таис Суарес поставили специально для танцевальной компании «Каннон Данс» спектакль «Кредо». Будучи сами блистательными танцовщиками они в довольно-таки сжатые сроки, с учетом «возможности тел» питерской труппы, развернули свою историю с мощной энергетикой и не менее интенсивной и плотной хореографией. А Некто в белом костюме и с зонтом, пока шло действо, двигался не спеша, размеренно и отстраненно по периметру планшета до финальной точки танца.)

В этот же вечер Лилит Акопян показала свой спектакль «Бессердечность», взяв за основу философию Ханны Арендт с ее темой банальности зла. Она задается вечным вопросом: почему зло порой главенствует над правдой и добротой? В этом ей, как и кубинцам, помогли танцовщики «Каннон Данс». Хореография Лилит Акопян изысканна и элегантна, в ней присутствует культура «пластической речи». И танцовщики «Каннон Данс», которым, кажется, подвластно всё, легкость и виртуозность которых поражают, стали «соавторами» совершенно разных, но в чем-то схожих хореографов.

Говорили участники – естественно, языком тела – и о судьбе женщины, в частности русской женщины. Философская танцевальная пьеса Лики Шевченко «ИзБа» (хореография Елены Данн и Виктории Мясниковой, танцевальная компания Matterra (Тюмень)) повествует о силе рода и миссии матери, дочери, сестры...
Кристина Чернышева из Челябинска представила хореографическую драму The Borsch. Опять же ироничное, но горькое повествование об участи слабого пола. Она рождена богиней, а ей все время приходится готовить борщи, что, кстати, и происходит на сцене. Она рождена Венерой (так, наверное, каждая девушка думает), а с нее требуют не высокое искусство, а искусство кухарки.
Петербургский театр танца Александра Кукина в коллаборации с музыкальным коллективом Just Ensemble показал премьерный опус «Алеаторика. Музыка и танец», задаваясь вопросом: что «первее» – звук или движение?
Заметным событием фестиваля стал дуэт Айсылу Мирхафизхан и Тимура Ганеева с номером «НƏРСƏДЕР». Вот где телесность и погружение в то, как «нечто» рождается, умирает и возрождается вновь.
Одним из немаловажных форматов фестиваля явился проект «Открытая сцена». Зритель смог посмотреть работы малой формы, не вошедшие в основную программу. Специально для них в фойе Новой сцены соорудили подиум с импровизированным зрительным залом. «Дождь» Дениса Чернышева (Пенза), «Искупление» Анастасии Уменушкиной (Псков), «Рыбка в аквариуме» Руслана Летунова (Москва – Тамбов), «Аул/Урт» Анны Поляковой и Марии Тарбеевой (Екатеринбург), «Оловянные люди в деревянном доме» Марии Кочуровой и Кирилла Назарова и другие «короткометражки», как видим, объединены темами, опять же, животрепещущими, то есть поиском человеческого счастья, свободы и любви. Безусловно, как любой эксперимент, это дело спорное и разного уровня, но те энтузиазм и увлеченность, с которыми артисты и хореографы работают, заставляют перед ними снять шляпу.
Впервые прошла и презентация текстов, книг молодых писателей - знакомство литераторов и хореографов. Мне запомнилась Анаит Григорян со своим романом «Осьминог», где идет настоящее погружение в культуру Японии. Получится ли тандем «Драматурги для хореографов», время покажет, но пока это дело новое и увлекательное. Кроме литературного питчинга состоялась и программа «Кинотанец»: показ фильмов этого направления из конкурса Международного кинофестиваля «Ноль Плюс».
Как видим, репертуар самый обширный, включающий в себя, помимо прочего, мастер-классы, перформансы и разговоры о важном, несмотря на то, что из уст Вадима Каспарова можно было услышать шутку: «Бойтесь хореографов, много говорящих».
Отсматривая внимательно программу фестиваля, ловишь себя на мысли, что есть задор и огромное желание у хореографов, правда, многим всё-таки не хватает масштабного мышления, а это связано с кругозором, интеллектуальным багажом, режиссерским подходом, вернее, нехваткой режиссерских навыков.
А ведь Сontemporary dance – самая благодатная почва для эксперимента, для продления творческой жизни артиста, а следовательно, для роста и развития. Супруги Вадим и Наталья Каспаровы за 27 лет существования фестиваля сделали и делают всё для этого.
Что ж, их эстетический и профессиональный пейзаж чудесен, и он по праву изящно вписывается в город, который трудно удивить красотой и новизной.