В СССР многие покупки были не просто походом в магазин, а целой операцией с элементом конспирации. Канал "Smapse News: Образование и наука" вспомнил, что же стыдливо прятали в сумки и о чем не рассказывали соседям.
С темой секса в Союзе было сложно. Она была под негласным запретом, поэтому покупка презервативов превращалась в квест. Мужчины отводили глаза в аптеке, бормоча заученную фразу: «Дайте изделие номер два». Спросить про размер было равносильно подвигу, поэтому все хором просили «средний» — чтобы и не осмеяли за маленький, и не заподозрили в распущенности за большой. Женщинам же покупать их было и вовсе немыслимо — сразу клеймо «легкомысленной».
Покупка красивого нижнего белье тоже обрастало стрессом. Почему -то покупка красивого кружевного белья считалась не просто немыслимой роскошью, а почти неприличной блажью. Такое часто можно было достать только «с рук» или из-за границы. Женщины краснели у прилавка, а мужчина, покупающий своей даме сексуальное белье, рисковал нарваться на осуждающие взгляды продавщиц.
Просить в аптеке средства от геморроя или клизму было испытанием на храбрость. Вид у советской клизмы, кстати, был весьма грозный — этакая резиновая груша с трубкой, способная напугать кого угодно. Многие предпочитали мучиться или пользоваться «народными» методами (тем же вазелином), лишь бы не озвучивать аптекарю свой диагноз.
Если мужчина с сигаретой был нормой, то курящая женщина — сразу становилась объектом для пересудов. «Порядочная» девушка так себя не ведет. Покупка пачки сигарет могла испортить ей репутацию в глазах окружающих.
С алкоголем вышла интересная история. До Перестройки на покупку водки никто не косился. А вот с началом горбачевской антиалкогольной кампании зайти за бутылочкой было стыдно. Вдруг увидит сосед или коллега по партии? Решались на это с чувством, будто совершаешь нечто противозаконное.
Женских гигиенических прокладок в массовой продаже практически не было до самых 80-х. Советские женщины десятилетиями обходились подручными средствами, а появление в аптеках первых прокладок стало революцией. Но купить их было психологически сложно: нужно было внятно объяснить продавцу, что тебе нужно, а говорить о таких вещах вслух было неприлично. Многие краснели и старались сделать покупку как можно быстрее и незаметнее.
И абсолютный топ стыда — лекарства от венерических заболеваний. Признаться в такой болезни было чудовищно. Во-первых, осуждало общество. Во-вторых, можно было иметь серьезные проблемы по линии милиции или на работе. Покупка подобных средств была делом крайне секретным, на грани шпионского триллера.
Ранее мы писали: Килограмм малины — 11 000 рублей: прогулка по Усачевскому рынку, где цены видны только самым внимательным
Фото: Freepik