Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Операция «Лакуна»

01 января 2007

РУССКИЕ МУЗЕИ

ИТАР-ТАСС«Время собирать…» и «XX век в Русском музее» – сразу две выставки прославленной петербургской сокровищницы расположились в залах Большого дворца Музея-заповедника «Царицыно».

Русский музей, которому в этом году исполняется 110 лет, пригласил на свой праздник и москвичей (а заодно, как водится, и гостей столицы), за что ему огромное спасибо. Равно как и компаниям, благодаря поддержке которых бесценные коллекции доехали до Первопрестольной: АФК «Система» и ОАО «Новатэк». Ибо как ни крути, но далеко не все жители оной могут себе позволить отправиться в Петербург исключительно ради приобщения к высоким художественным ценностям. 

А ведь повод для такого десанта в Питер был. И повод уникальный, поскольку выставка под многозначительным названием «Время собирать…», почти четыре месяца экспонировавшаяся в корпусе Бенуа Государственного Русского музея (ГРМ), составлена из произведений выдающихся русских мастеров, находящихся в частных собраниях за пределами России, а потому неизвестных зачастую не только широкой публике, но и специалистам. Рокотов, Брюллов, Венецианов, Боровиковский, ювелирные раритеты дома Романовых, изготовленные в мастерских Карла Фаберже... Но больше всего сотрудники Русского музея гордятся тем, что им удалось достойно представить русских художников-эмигрантов. Мария Васильева, Наталья Гончарова, Давид Бурлюк, Борис Григорьев, Николай Тархов, Александр Яковлев… Перечень имён далеко не полон, но те, кто в теме, оценят уровень экспозиции. 

В Москву выставка прибыла в несколько усечённом виде, но значимости своей от этого не утратила. Большинство произведений, представленных на ней, экспонируются в России впервые, и вряд ли у нас с вами будет возможность увидеть всё это ещё раз. Ценителям русского искусства следует поторопиться – выставка будет работать до 10 июля. Экспозиция же из коллекции самого ГРМ – «XX век в Русском музее», который представлен там и Малевичем, и Филоновым, и Пикассо и даже Уорхолом, пробудет в столице значительно дольше – до 9 сентября. Но при всех достоинствах этой выставки (некоторые, впрочем, сочтут их весьма скромными, ибо так называемого актуального искусства, принёсшего недавно столь скандальную славу Третьяковке, здесь нет) она – всего лишь оправа к бриллианту «Времени собирать…». 

Если бы пришлось искать девиз к этой выставке, то самым подходящим, на мой взгляд, было бы «Заполним лакуны!». Этот термин (от латинского lakuna – недостающее место в древнем тексте, углубление, провал) неоднократно звучал и на пресс-конференции по случаю открытия выставки, и в кулуарах. И к экспозиции его можно применить не единожды, причём в разных контекстах. 

Многие талантливые художники покидали родину, спасаясь от веявших над ними враждебных вихрей. Поэтому нередко в собраниях отечественных музеев они представлены весьма скромно, порой всего лишь несколькими ранними работами. И «Время собирать…» для наших искусствоведов – это реальная возможность заполнить лакуны в истории русского искусства начала XX века. Благо пока готовилась выставка, а на это ушло более двух лет, у них была возможность детально изучить отобранные для неё полотна. 

Для искушённой публики знакомство с выставкой – тоже своего рода заполнение «провала» в представлениях об искусстве милого отечества. Но, как мне кажется, особый подтекст заключён в самом названии: «Время собирать…» Дело в том, что среди тех, кто открыл для петербургских музейщиков свои собрания, далеко не все являются коллекционерами «по зову сердца». Среди них, как говорят люди сведущие, немало собирателей по профессии – галеристов и арт-дилеров. Оборот «как говорят» я использовала намеренно. По вполне понятным причинам далеко не все коллекционеры горели желанием, чтобы их имена были обнародованы. В большинстве случаев на табличках указано только место нахождения коллекции. В открытую названы лишь имена Джона Стюарта (ныне покойного основателя русского отдела аукционного дома Sotheby’s), берлинского антиквара Эдуарда Ротмана и кёльнского галериста Алекса Лахманна. Так вот не исключено, что некоторые из оставшихся не названными профессионалов арт-бизнеса с удовольствием расстались бы с некоторой частью своих сокровищ, если бы нашлись меценаты, готовые выложить за них приемлемую для владельцев сумму. Что ж, желание Русского музея «заполнить лакуны», расширить своё собрание вполне понятно. Странно было бы, если бы оно у него отсутствовало. 

Думаю, что стремление ликвидировать эти самые лакуны есть и у гостеприимных хозяев – Музея-заповедника «Царицыно». Не зря же директор музея Александр Безруков на пресс-конференции объявил об открытии долговременной и широкомасштабной акции «Сокровища двух столиц», предполагающей размещение на гигантских площадях Большого дворца (а это самая большая выставочная площадка Москвы – более 3000 кв. м) экспозиций из собраний ведущих музеев Москвы и Петербурга. И это тоже более чем понятно. Собственные коллекции музея, в силу его молодости (в будущем году ему исполняется 25 лет), невелики, а в силу художественной направленности («Царицыно» задумывалось как музей декоративно-прикладного искусства) – весьма специфичны. Сенсацию тут делать особенно не из чего, а музею после «восстановления и реставрации» надо зарабатывать репутацию. А это значит, что десант Русского музея в Царицыно не последний. Будем надеяться, что его примеру последуют и другие, не менее знаменитые петербургские музеи. А может быть, и не только они. 

Анастасия АПРАКСИНА

Обсудить в группе Telegram

Анастасия Апраксина

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS