«Время собирать…» и «XX век в Русском музее» – сразу две выставки прославленной петербургской сокровищницы расположились в залах Большого дворца Музея-заповедника «Царицыно».
Русский музей, которому в этом году исполняется 110 лет, пригласил на свой праздник и москвичей (а заодно, как водится, и гостей столицы), за что ему огромное спасибо. Равно как и компаниям, благодаря поддержке которых бесценные коллекции доехали до Первопрестольной: АФК «Система» и ОАО «Новатэк». Ибо как ни крути, но далеко не все жители оной могут себе позволить отправиться в Петербург исключительно ради приобщения к высоким художественным ценностям.
А ведь повод для такого десанта в Питер был. И повод уникальный, поскольку выставка под многозначительным названием «Время собирать…», почти четыре месяца экспонировавшаяся в корпусе Бенуа Государственного Русского музея (ГРМ), составлена из произведений выдающихся русских мастеров, находящихся в частных собраниях за пределами России, а потому неизвестных зачастую не только широкой публике, но и специалистам. Рокотов, Брюллов, Венецианов, Боровиковский, ювелирные раритеты дома Романовых, изготовленные в мастерских Карла Фаберже... Но больше всего сотрудники Русского музея гордятся тем, что им удалось достойно представить русских художников-эмигрантов. Мария Васильева, Наталья Гончарова, Давид Бурлюк, Борис Григорьев, Николай Тархов, Александр Яковлев… Перечень имён далеко не полон, но те, кто в теме, оценят уровень экспозиции.
В Москву выставка прибыла в несколько усечённом виде, но значимости своей от этого не утратила. Большинство произведений, представленных на ней, экспонируются в России впервые, и вряд ли у нас с вами будет возможность увидеть всё это ещё раз. Ценителям русского искусства следует поторопиться – выставка будет работать до 10 июля. Экспозиция же из коллекции самого ГРМ – «XX век в Русском музее», который представлен там и Малевичем, и Филоновым, и Пикассо и даже Уорхолом, пробудет в столице значительно дольше – до 9 сентября. Но при всех достоинствах этой выставки (некоторые, впрочем, сочтут их весьма скромными, ибо так называемого актуального искусства, принёсшего недавно столь скандальную славу Третьяковке, здесь нет) она – всего лишь оправа к бриллианту «Времени собирать…».
Если бы пришлось искать девиз к этой выставке, то самым подходящим, на мой взгляд, было бы «Заполним лакуны!». Этот термин (от латинского lakuna – недостающее место в древнем тексте, углубление, провал) неоднократно звучал и на пресс-конференции по случаю открытия выставки, и в кулуарах. И к экспозиции его можно применить не единожды, причём в разных контекстах.
Многие талантливые художники покидали родину, спасаясь от веявших над ними враждебных вихрей. Поэтому нередко в собраниях отечественных музеев они представлены весьма скромно, порой всего лишь несколькими ранними работами. И «Время собирать…» для наших искусствоведов – это реальная возможность заполнить лакуны в истории русского искусства начала XX века. Благо пока готовилась выставка, а на это ушло более двух лет, у них была возможность детально изучить отобранные для неё полотна.
Для искушённой публики знакомство с выставкой – тоже своего рода заполнение «провала» в представлениях об искусстве милого отечества. Но, как мне кажется, особый подтекст заключён в самом названии: «Время собирать…» Дело в том, что среди тех, кто открыл для петербургских музейщиков свои собрания, далеко не все являются коллекционерами «по зову сердца». Среди них, как говорят люди сведущие, немало собирателей по профессии – галеристов и арт-дилеров. Оборот «как говорят» я использовала намеренно. По вполне понятным причинам далеко не все коллекционеры горели желанием, чтобы их имена были обнародованы. В большинстве случаев на табличках указано только место нахождения коллекции. В открытую названы лишь имена Джона Стюарта (ныне покойного основателя русского отдела аукционного дома Sotheby’s), берлинского антиквара Эдуарда Ротмана и кёльнского галериста Алекса Лахманна. Так вот не исключено, что некоторые из оставшихся не названными профессионалов арт-бизнеса с удовольствием расстались бы с некоторой частью своих сокровищ, если бы нашлись меценаты, готовые выложить за них приемлемую для владельцев сумму. Что ж, желание Русского музея «заполнить лакуны», расширить своё собрание вполне понятно. Странно было бы, если бы оно у него отсутствовало.
Думаю, что стремление ликвидировать эти самые лакуны есть и у гостеприимных хозяев – Музея-заповедника «Царицыно». Не зря же директор музея Александр Безруков на пресс-конференции объявил об открытии долговременной и широкомасштабной акции «Сокровища двух столиц», предполагающей размещение на гигантских площадях Большого дворца (а это самая большая выставочная площадка Москвы – более 3000 кв. м) экспозиций из собраний ведущих музеев Москвы и Петербурга. И это тоже более чем понятно. Собственные коллекции музея, в силу его молодости (в будущем году ему исполняется 25 лет), невелики, а в силу художественной направленности («Царицыно» задумывалось как музей декоративно-прикладного искусства) – весьма специфичны. Сенсацию тут делать особенно не из чего, а музею после «восстановления и реставрации» надо зарабатывать репутацию. А это значит, что десант Русского музея в Царицыно не последний. Будем надеяться, что его примеру последуют и другие, не менее знаменитые петербургские музеи. А может быть, и не только они.