Почему бездействует закон, который мог бы остановить волну коррупционных преступлений
Если спросить прохожих, нужно ли к коррупционерам применять расстрел с конфискацией имущества, будьте уверены, большинство поддержат именно такую редакцию статьи УК. Расстрел, понятно, это уж чересчур. Есть же цивилизованные меры. К примеру, пакет законов, подготовленных в администрации президента России, которые вводят штрафы, кратные взяткам.
Ну, мздоимцы, теперь держись! А заодно многочисленные посредники, что вьются вокруг властных приёмных, судов, силовых ведомств. Коррупционеры в случае принятия законов теперь рискуют или попасть в тюрьму на срок от 8 до 15 лет, или отделаться шрафом.
Но возникают вопросы. К примеру, а что же будет с приобретённым на коррупционные деньги добром преступников, ведь о конфискации имущества что-то давным-давно ничего не слышно?..
Конфискация под запретом
Вначале – небольшая справка. «Литературная газета» на протяжении многих десятилетий боролась за гуманизацию т.н. правоохранительной, правоприменительной, уголовно-исполнительной системы нашей страны. Усилия не пропали даром. Многого удалось добиться в приближении к цивилизованным нормам нашей уголовно-исполнительной практики. И вот в 2003 году наконец была осуществлена самая широкомасштабная и беспрецедентная реформа уголовного законодательства, проводившаяся под флагом социальной ориентированности. И здесь вдруг выяснилось, что из УК РФ начисто исчезла статья о конфискации имущества преступников. Если годом раньше принятия нового УК конфискация имущества была применена к 21 тысяче человек, то годом позже – только к тысяче и то в порядке статьи 81 УПК, которая предусматривает достаточно узкий круг оснований. Никто и никогда в т.н. цивилизованных странах Европы, Америки, Азии не додумывался изымать институт конфискации имущества, нажитого преступным путём, из законодательства. В 2006 году статья о конфискации имущества в кодекс вернулась в виде дополнительной меры наказания, но практически не применяется.
Недавно сыщики, проводившие осмотр и обыск на даче высокопоставленного чиновника, буквально затерялись в огромном, в несколько тысяч квадратных метров доме – четыре этажа, не считая цокольного и подвала. 50 комнат и хозяйственно-бытовых помещений. Кроме многочисленных спален, кабинетов, гостиных и столовой на 20 персон, обвешанных коллекциями оружия и картин, здесь были игровые комнаты, спортзал, солярий и сауны с джакузи. Во дворце – 25-метровый бассейн на четыре дорожки, комната, обложенная кирпичами из натуральной каменной соли, для профилактики и лечения лёгочных заболеваний. Рядом тематические залы: комната охотника и рыболова – с оружием и удочками. «Морской» – с сетями, рыбами и аквариумами, «восточный» – с шатрами, коврами, пуфиками, кальянами и балдахинами. Шкафы и сейфы набиты золотом, бриллиантами, антиквариатом, несметным числом дорогих часов, коллекционных наград, золотых и серебряных монет и ещё бог весть чем.
По самым скромным оценкам, стоимость сооружения с имуществом – сотни миллионов долларов США. Содержание и обслуживание замка, расположенного на двух гектарах реликтового соснового бора и охраняемого на уровне резиденций первых лиц государства, гаражей, гостевого дома, действующей ветряной мельницы и прочих нужных и ненужных построек обходились в десятки раз дороже всех легальных доходов хозяина.
Так кто он, этот современный раджа? Покажите нам его! Да вот же он. Никуда не прятался последние пять лет. Именно столько по времени почему-то всё тянется дело милицейского генерала Александра Бокова, директора Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории государств СНГ. По эпизоду, который вменяется ему в вину, он с подельниками принуждал крупного предпринимателя к взятке в 46 миллионов долларов за помощь в покупке контрольного пакета акций одной из транспортных компаний. Четыре с половиной миллиона долларов бизнесмен передал – помощи не получил. Кончилось всё следствием. Однако санкция на арест Бокова была выдана всего лишь несколько недель назад, после чего сыщики познакомились со «скромным» загородным жилищем генерала.
Должность Бокова – чистая синекура, ни за что не отвечает и никому не подотчётен, кроме совещания министров внутренних дел государств СНГ, поскольку бюро, которым он командовал, имеет статус самостоятельного органа. Должность его не предусматривала и не предусматривает принятия каких-либо решений в системе МВД России, то есть сам он вроде бы никаких услуг за деньги оказать не мог. Но следователям давно уже ясно, что генерал занимался, скорее всего, не столько координацией борьбы с преступностью на просторах СНГ, сколько денежными потоками, среди которых четыре миллиона документально зафиксированных долларов были лишь каплей в море. Куда, кому и в каких объёмах шли эти потоки – коллегам ли генералам, у которых в отличие от Бокова хватило ума не светить добром, министрам или равным им по уровню государственным чиновникам, – следствие теперь вряд ли выяснит, если оно не сумело, не хотело или ему не дали сделать этого за прошедшие пять лет.
Да и вся показушная якобы антикоррупционная возня вокруг Бокова подозрительно напоминает операцию прикрытия. Так оперативники называют мероприятия, отвлекающие внимание от чего-то более важного, о чём никто не должен знать. Дело Бокова подталкивает к мысли, что его используют как козырную карту, вынутую в нужный момент из рукава невидимого кукловода.
Руководитель одного из фондов ветеранов спецслужб как-то признался мне, что материалов на взяточников в соответствующих ведомствах накоплено аж целые самолётные ангары. Скорее всего, в ближайшие месяцы под танк общественной ненависти будут брошены ещё несколько отработанных и не слишком опасных для бывшего своего окружения фигур. С принятием же «штрафного пакета» все эти лихие ребята отделаются несколькими (максимально – десятью) миллионами долларов штрафа и благополучно возвернутся в свои таджмахалы зализывать раны.
Сколько стоит лицензия на пистолет?
Только факты: за восемь лет с начала нулевых с 79-го места по уровню коррупции мы упали на 147-е, а за последние два года откатились до 154-го из 178 возможных. Рынок российской коррупции оценивается в 300 миллиардов долларов. Можно верить независимой Transparency International или данным Всемирного банка, оценивающего уровень российской коррупции в 300 миллиардов долларов, а можно, как всегда, отмахнуться от измышлений проклятых буржуинов – мол, «нехай клевещут». Но вот «свежее» отечественное исследование, проведённое членом-корреспондентом РАН Ириной Елисеевой. Согласно этой работе объём коррупционной экономики достиг 25 триллионов рублей, или 64% ВВП! Чистые теневые доходы федеральных и местных чиновников, налоговиков и судей – 4,6–5,6 триллиона рублей! Причём половина этой суммы приходится на мздоимцев федерального уровня.
Сообщения о коррупционных преступлениях на глазах превращаются в жуткий и монотонный мыльный сериал. Он уже начинает надоедать, а конца ему всё не видно. Уже никого не надо убеждать, что буквально за каждым потрясшим всё общество преступлением стоит коррупция.
Известный теперь всей стране Аслан Черкесов, обвиняемый в убийстве москвича Егора Свиридова, после чего начались неконтролируемые выступления молодёжи по всей Москве, оказывается, просто-напросто купил лицензию на пистолет в отделении лицензионно-разрешительной работы УВД Нальчика. Из этого пистолета он и убил московского болельщика. И только теперь в отношении начальника названного отделения возбуждено уголовное дело.
Ужас от взрыва смертника в аэропорту «Домодедово» ещё не прошёл, дым не успел развеяться, а на второй день (ну надо же, какая оперативность!) там выявлена налаженная система вымогательства денег у пассажиров из Средней Азии. Сотрудники транспортной милиции вместо контроля порядка в зале и дежурства на том злополучном металлоискателе усиленно «трясли» гастарбайтеров. По словам представителя Московского межрегионального следственного управления на транспорте Татьяны Морозовой, свидетельства о существовании системы мздоимства были получены в ходе анализа уголовных дел, связанных с поборами. Но ведь эта же или похожая картина и по сей день во всех аэропортах, на всех вокзалах, в метро и на улицах. Этому все мы с вами свидетели! Всего несколько лет назад милиционеры во Внуково за небольшие деньги пропустили смертниц с поясами шахидов на самолёты. Чего мы ждём? Неужели новых взрывов, чтобы заставить будущих полицейских честно выполнять служебные обязанности?
Страшно ещё и то, что чуть ли не поголовно вся страна вовлечена в процесс мздоимства. Кто-то вынужден дать санитарке за то, чтобы принесла судно. Другой суёт голубенькую бумажку секретарше в конторе, где выдают нужные справки, третий откупается от пожарного, чтобы не разориться со своим несчастным малым бизнесом в случае приостановки работы. Гаишники просто навязли у всех в зубах. Буквально на другой день, как по ТВ показали арестованный в Волгограде гаишный батальон, на первом километре трассы «Дон» (они всегда там стоят) капитан с манерами преподавателя дипломатического этикета и профессора психологии в считаные минуты со своим помощником вынули из моего кармана 500 рублей. Разумеется, не своими руками вынули, я им отдал. Но как виртуозно всё выглядело! Компьютер, стоп-кадр с номерами моей машины, скорость, кстати, соответствующая этой трассе. Ан и не угадал, тут же эстакада на шесть рядов, а сбоку малозаметный знак ограничения 70 километров. Вот тебе, друг, протокол на полторы тысячи. Много? Ну, так и быть, давай 500 без документов. Счастливого пути!
Рулевые денежных потоков
Ассоциация адвокатов «За права человека» опубликовала доклад о состоянии коррупции в России по итогам годовой работы с обращениями граждан, которые поступали в общественную приёмную «Чистые руки», а также на основе опроса, проведённого среди россиян. По данным ассоциации, оперативный сотрудник экономического подразделения МВД или ФСБ сегодня в месяц может зарабатывать более 20 000 долларов. Более 10 000 – прокуроры, которые занимаются «крышеванием» предпринимателей, криминала. Инспектора ГИБДД – всего 5000 долларов, дознаватели – 3000. А меньше всего – каких-то жалких 1000 долларов ежемесячно сверх официальных доходов – может получить рядовой милиционер, сотрудник постовых служб, терроризируя на улице мелких торговцев. Разумеется, основной доход или так называемые дивиденды от преступной деятельности силовиков получают руководители подразделений.
Инновации, о которых столько нового мы услышали за последний год, уже давно и чрезвычайно успешно внедряются именно в среде мздоимцев. Там, «наверху», давно отказались от чемоданов с долларами и евро, оставив эти первобытные штучки для низовых трудящихся коррупционного цеха. Обмен инсайдерской, стóящей баснословных денег информацией, манипуляции с акциями компаний, почти литературное обоснование любых (главное – подороже) проектов, на которые нужны бюджетные миллиарды, затем почти поэтические объяснения, почему эти фантастические проекты не выполнены и куда всё же ушли отпущенные из казны триллионы рублей, собранных с трудящихся, т.е. с нас с вами. А в перерывах между заботами о благе сограждан – коротенькие записочки из кармана в карман с номером счёта и перечисленными суммами за услуги. Банковским же виртуозам просто уже нет равных в мире по обеспечению этого чудовищного оборота коррупционных миллиардов.
Инновации, конечно, хорошо. Но зачем отказываться от старых испытанных способов: брать борзыми щенками, трудоустраивать на «хлебные» места жён, детей, друзей приятелей?.. Это ведь не запрещено! Ни под какие штрафы, ни под какую конфискацию не подпадает. Но если свериться со словарём, кумовство – то же самое использование служебного положения в личных интересах, т.е. та же коррупция, как ни крути! От этой разновидности взяточничества страдают буквально все государственные и частные конторы. «Работать некому», – жалуются руководители. Тронуть никого нельзя: этот – сынок, другой – зять, третья – жена нужного чиновника и т.д. Поговорите с кадровиком любого министерства, у вас волосы дыбом встанут.
Карьерные лифты, так специалисты именуют возможность продвижения по службе, в стране полностью остановились даже для представителей могучей правящей партии. Именно поэтому, а не только из-за денег многие молодые специалисты хотят уехать на Запад. Остановилась и ротация кадров. Если, по словам известного адвоката Леонида Прошкина, ротация среди прокуроров была обязательной раз в четыре года и зачастую, чтобы оставить прокурора в каком-либо месте более чем на три года, ходатайство приходилось писать в отдел административных органов аж ЦК КПСС, то теперь они сидят на одном месте десятилетиями. И всем хорошо. Особенно тем, кого они должны контролировать.
Ведь долгое пребывание – это обрастание связями, обязательствами, одним словом, прямой путь к коррупции. Принцип ротации руководящих кадров пришёл из Древнего Рима. Там губернаторов провинций не только назначали на определённый, ограниченный срок, но по истечении оного приглашали чиновника в суд и заслушивали отчёт о достижениях и упущениях.
Коррупционер должен сидеть в тюрьме
Без сомнения, руководству страны на стол ложатся куда более полные и достоверные, скорее всего, и более страшные цифры и факты, подготовленные аналитиками спецслужб. Недаром глава государства вынужден почти в каждом из последних своих выступлений акцентировать внимание на борьбе с этой социальной болезнью. Но правильные слова без каких-либо реальных действий только дискредитируют власть, подчёркивая или её слабость и нерешительность, или, что ещё страшнее, косвенную или прямую вовлечённость определённых значимых людей из властных структур в коррупционные схемы. Нельзя не согласиться с судьёй Тамарой Морщаковой в том, что везде, где возможно, нужно заменять меры наказания, связанные с лишением свободы, но только если это касается низового уровня взяточников. Вряд ли добавит авторитета власти и «штрафной» пакет антикоррупционных мер, если они начнут применяться к высокопоставленным взяточникам.
Можно бесконечно спорить о первичности происхождения курицы или яйца, но то, что рыба гниёт с головы, а основные миллиарды долларов, пролетающие мимо бюджета, оседают в карманах высокопоставленных чиновников, – этого не замажешь никакими самыми прекрасными цифрами арестованных за взятки постовых, учителей или врачей.
Безответственность нынешних начальников просто не может не вызывать изумления. Слетела ли хоть одна звёздочка с погон министра МВД за доказанные взятки при закупке «мерседесов»? Качнулось ли хоть на миллиметр кресло министра здравоохранения и социального развития после вскрывшейся истории с закупкой по завышенным ценам томографов, жизненно необходимых лекарств? Пробежали ли хотя бы мурашки по спине министра обороны после коррупционных скандалов в армии? Кто-то из следственных органов поинтересовался у руководителя железных дорог, зачем нам понадобилось закупать не самые новые локомотивы в Германии, когда существуют качественные и современные отечественные разработки? Такие же вопросы к министру транспорта по закупкам «боингов», в то время как родной авиапром загибается от отсутствия заказов. Мэров городов, кроме всего прочего, можно спросить: с какого это перепугу наши гостиницы стали вдруг самыми дорогими в мире? Список вопросов можно продолжить, но дождёмся ли ответа?
Мы едим просроченные и некачественные продукты, закупленные на Западе за бесценок, проведённые с помощью откатов через таможню, санитарные и прочие службы как качественные. Мы переплачиваем за контрафактные товары, таблетки, услуги ЖКХ, в цене которых более половины – взятки! Нам ежедневно с экранов телевизоров втюхивают оскорбляющие человеческое достоинство помойные сериалы, за включение которых в сетку программ продюсеры, видимо, как-то отблагодарили владельцев телеканалов. Нас усиленно убеждают, что те несменяемые многие годы 30–40 жалких бесталанных и безголосых кривляк, что не сходят с экранов, и есть звёзды российской эстрады, тогда как каждый из них не прочь пожаловаться на то, сколько тысяч долларов стоило ему «раскрутить», т.е. отнести на радио, на телевидение за ту или иную песню, певца – бренд очередного проекта.
Учитывая, что латентность по взяточничеству достигает, по разным оценкам криминологов, 97–98 процентов, а раскрываемость соответственно всего лишь 2–3 процента, цифру 35 тысяч раскрытых за прошлый год коррупционных преступлений смело можно умножать на 100, не ошибётесь в оценке реального положения дел. Криминологи показывают, что особенно резко увеличился рынок коррупции в России за последние два года: средняя бытовая взятка выросла с 8 тысяч до 27 тысяч рублей. Уже и сам президент России называет положение в этой области «разнузданным».
Специалист по борьбе с организованной преступностью депутат Госдумы генерал милиции Александр Гуров возмущается: «Какие штрафы! Это же курам на смех. Они изобретут сотню новых схем, как не попасться, хотя бы разобьют миллионы на маленькие кусочки. Может быть, «внизу», т.е. преподавателя вуза, врача, рядового милиционера, штраф и остановит, но тем, кто имеет доступ к реальным денежным потокам, это смешно. Только тюрьма, только конфискация! Другого эти граждане не понимают».
Бесконечно добрые, радушные и гостеприимные граждане Туниса, Египта и ближайших к ним стран отличаются величайшим почтением к старшим и особенно к начальству. Цифра 99,9 процента голосов «за» на выборах своих президентов, можно сказать, не «нарисованы» в избиркомах, а подлинны. Но куда всё это делось в считаные дни, когда людям надоели коррупция и кумовство в этих странах!.. Россия в рейтингах мздоимства и протекционизма, увы, не сильно отличается от этих государств. Помогут ли нам штрафы на взятки? Или всё-таки пора применить конфискацию имущества коррупционеров, заставить работать неработающую статью УК?
Что ещё должно у нас произойти, чтобы все, кто сидит в высоких министерских кабинетах, в законодательных, судебных, исполнительных органах власти, ездит по встречке с мигалками, наконец перестали верить сказкам придворных социологов о лояльности граждан к власти? Разве не свежи ещё в памяти события двадцатилетней давности, когда в считаные дни рассыпалась всемогущая КПСС, двадцатимиллионная «честь и совесть нашей эпохи», и что потом произошло с Россией?
ПРИМЕЧАНИЕ. Всех, кого волнуют поставленные вопросы, приглашаем высказаться. Наши электронные адреса: gam@lgz.ru, mazurova@lgz.ru
Код для вставки в блог или livejournal.com:
Операция прикрытия?Почему бездействует закон, который мог бы остановить волну коррупционных преступлений |
КОД ССЫЛКИ: |