Есть у меня сосед – заслуженный учитель, русскую литературу в массы несёт. И в смысле правописания сеет разумное, доброе, вечное. Я к нему: «Караул! Русский язык буквы лишают». А он: «Спокойно! В нашу ГБОУ СОШ такой разнарядки не поступало». – «Куда?» – «В альма-матер, ГБОУ СОШ!». Тут-то я и понял, почему нас никакие инициативы уже не удивляют – и мы готовы в любой ситуации «бИстро улИбаться».
ГБОУ СОШ – ведь так теперь называют школы. А есть ещё и многочисленные МУДО – Муниципальные учреждения дополнительного образования. И замечательные МУДОДы – Муниципальные учреждения дополнительного образования дошкольников. Иногда – с романтическими дополнительными названиями. Например, есть МУДОД «Чапаёнок», имеется и «Дюймовочка». И мудодцы – отважные, как всадники Чапая – по всей стране занимаются внедрением ПНПО, то есть – приоритетного национального проекта «Образование». А на вершине пирамиды – УОМО, сиречь Управление образования муниципального образования. Образование образования – ведь это ни одному Ломоносову в голову бы не пришло.
Вот был когда-то в России Царскосельский лицей (он же, между прочим, – Сарскосельский ликей). Безо всяких ГБОУ. Лицей – слово тоже вроде чужое, но русским языком давненько переваренное. От него и прилагательные получаются такие, что любо-дорого вспоминать: «Лицейская годовщина», «лицейское братство». А «мудодское братство»? C таким и лужёный желудок не справится. Или представьте себе стихи: «Чем чаще празднует МУДОД \\ Свою святую годовщину...». Не склеивается...
Вообще-то и раньше формально школы назывались не просто школами. Были они городскими, средними и относились к определённому району. Но ни одному учителю не приходило в голову рассказывать о себе с такими бюрократическими приседаниями. Говорилось просто: «Работаю в 45-й школе». А в наше время это вошло в состав крови: не школа, а ГБОУ или МОУ СОШ, не экзамены, а ЕГЭ... Произносить следует бодро, с гордостью и со значением.
Сразу появляется ореол таинственности. Канцелярская романтика! Почему она многих захватила именно в наше время? То ли вкусы подпортились, то ли тоска по идеалу взяла своё. Нам мало личного успеха, хочется авторитетной этикетки, убедительного ярлыка. Не мы первые начали высмеивать аббревиатуры. Ещё во времена былинные звучали со сцены Дворца съездов острые куплеты: «Марки есть сельхозмашин КХУ, КХ-1. Там такие марки есть, что неприлично вслух прочесть!» После концерта производителям полезной техники пришлось искать более благозвучные названия... А МУДОДы, боюсь, снова устоят под ветрами преобразований. И буква «Ы», надеюсь, никуда не исчезнет. Так что не время нашим ГБОУ СОШ переучиваться по части алфавитов. Фамилия моя будет писаться по-прежнему: Захар ГУСТОМЫСЛОВ