Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 24 июня 2015 г.
Искусство

«Оперные режиссёры должны любить оперу!»

24 июня 2015

В Красноярске прошёл III Международный конкурс вокалистов имени П.И. Словцова, выдающегося тенора, «сибирского соловья». Учредитель – Министерство культуры Красноярского края, соучредитель – Региональный общественный фонд Ирины Архиповой. Организатором конкурса стал Красноярский театр оперы и балета. Жюри возглавляли народный артист СССР Владислав Пьявко и итальянская оперная прима Фьоренца Кассотто.

Конкурс в Красноярске – событие необычное. Здесь впервые в практике отечественных вокальных конкурсов произошло творческое объединение певцов и молодых оперных режиссёров: это 42 вокалиста и 7 режиссёров из России, Бельгии, Щвейцарии, Монголии, Китая, Киргизии, Узбекистана, Украины, Белоруссии и Казахстана. Об интересном событии «ЛГ» рассказала член конкурсного жюри народная артистка СССР Маквала КАСРАШВИЛИ.


– Это конкурс вокалистов и молодых начинающих режиссёров опер. Режиссёры-конкурсанты для первого тура отдельно готовили постановки оперных сцен с солистами Красноярского театра оперы и балета. Первый и второй туры у вокалистов проводились, как обычно. Третий тур происходил в сценическом решении. Буквально за полчаса оперные режиссёры осуществляли постановки оперных сцен с певцами-конкурсантами. Одновременно оценивались способности и тех, и других.

– Как формировалось жюри?

– В состав жюри вошли не только вокалисты и дирижёры, импресарио и директора агентств, там были также известные оперные режиссёры. И нам, певцам, тоже было предложено оценивать работу режиссёров. Это первый такой опыт, и мы считаем, что это очень полезно. Для начинающего оперного режиссёра необходимо хорошо знать музыку, музыкальную драматургию сочинения. Такое слияние вокалистов и оперных режиссёров на конкурсном пространстве встречается впервые, и мне кажется, что это хорошее начинание привлечёт внимание талантливой молодёжи к конкурсу Словцова.

– Это было сложным испытанием для вокалистов?

– Конечно, ведь на состязаниях они привыкли просто выходить на сцену, стоять у рояля и петь свою программу. Постановочный третий тур требовал мобилизации всех вокальных и артистических возможностей. Вокалисты должны были запомнить всё задуманное режиссёром и воплотить. И чтобы не было заметно, что этот замысел только что родился!

– Такой конкурс даёт большие возможности для проявления актёрского таланта?

– Здесь сразу видна «реакция» певца на режиссёрскую идею. С другой стороны, в музыкальной интонации вокального произведения уже всё заложено. Если певец музыкален, артистичен, он обязательно это прочувствует и сделает своим. Он всё сможет передать только пением. И, естественно, на конкурсах вокалистов сразу чувствуется, когда исполнитель имеет незаурядный актёрский дар – ведь он рассказывает «историю» романса или арии…

– Огромное количество вокальных конкурсов, телеви­зионных шоу на тему «голоса». Это правильно?

– Каждый конкурс, какое бы пространство он не охватывал – всероссийский или международный масштаб, – имеет свои положительные моменты. К примеру, есть Конкурс вокалистов имени Обуховой (я часто на нём бываю в Липецке). Туда приезжают совсем молодые, ещё не состоявшиеся певцы, студенты. Они пробуют показать себя, свой талант. Конкурс Образцовой накладывает большую ответственность, и туда приезжают уже «оперившиеся» певцы. Имя и история влияют на его уровень… Пусть будет много вокальных конкурсов, ведь каждый имеет какое-то своё значение для начинающего певца.

– Молодые режиссёры порадовали?

– Сказать, что кто-то поразил, не могу. Но интересные моменты режиссёрской работы были видны сразу. У многих было своё видение, своё понимание. Встречались и перегибы – очень сильные «отходы» от первоисточника, когда человек просто витает в своих фантазиях и делает из произведения что-то своё, абсолютно не имеющее отношение к оригиналу. В этом нет ничего хорошего.

– Вы консерватор?

– Нет! Я сама участвовала в постановке «Евгения Онегина» Чернякова. Обожаю этот спектакль. Люблю этого режиссёра. Когда сделано интересно и убедительно, я восхищаюсь работой. Но если имеется просто «претензия» на что-то новое и это не имеет абсолютно никакого отношения к данному произведению, – это плохо!

Есть какие-то рамки, через которые нельзя переходить, когда идёт иллюстрация слова… Был на конкурсе такой, мягко скажем, дурной пример: «Сцена письма» из оперы «Евгений Онегин». Были также интересные решения, которые дают надежду, что оперная режиссура в лице молодых будет развиваться и совершенствоваться. У нас ведь есть прекрасные режиссёры – Черняков, Бертман, также среди молодёжи – Бархатов…

– Имеет ли право оперный режиссёр вносить кардинальные изменения в развитие сюжета?

– Всегда нужно идти от музыки, музыкальной драматургии и замысла композитора. Возьмём, например, «Бориса» – мы же говорим: опера Мусоргского. Или оперное творение Прокофьева «Война и мир». Композитор создаёт шедевр, мы должны это понимать и принимать. Интонации героев, психология их отношений – всё это пропущено через себя и переработано в музыкальную драматургию композитором. Поэтому оперные режиссёры должны прежде всего любить оперу, иметь музыкальное образование и досконально знать музыку...

Всего лауреатами и дипломантами конкурса им. П.И. Словцова стали почти 30 участников и концертмейстеров. Обладателем Гран-при стал Михаил Пирогов (Улан-Удэ). I премию и звание лауреата завоевали Дарья Рябинко (Красноярск) и Вячеслав Васильев (Санкт-Петербург). II премию и Приз губернатора Красноярского края получили москвичка Ольга Бурмистрова и Александр Суханов из Ярославля; III премия и Приз главы города Красноярска достались Ольге Черемных (Красноярск). Приза зрительских симпатий удостоились Ксения Хованова (Екатеринбург) и Бямбажав Монголхуу (Монголия). Дипломами за режиссёрскую работу на конкурсе награждены Сергей Новиков (Россия), Павел Сорокин (Россия) и Екатерина Василева (Россия). 

Тэги: Музыка
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • «Я русская»

    16.10.2024
  • Сочи. «Сириус». Аплодисменты

    20.06.2024
  • Портал в мечту

    17.04.2023
  • Мемориальный концерт

    29.03.2023
  • Лекарь душ человеческих

    29.03.2023
  • Под сенью олимпийских муз

    801 голосов
  • Андрей Макаревич: «Я ненавижу конспирологию…»

    95 голосов
  • Вопиющие гласы

    79 голосов
  • Гений

    60 голосов
  • Чужих наречий погремушки

    47 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS