
Вероника Крашенинникова
Китай в мировой торговле всегда занимал особое место. В XVIII веке древняя цивилизация с богатой культурой производила шёлк, фарфор, чай, декоративные предметы, и увлечённые европейцы с радостью скупали всю эту экзотику. Китайцы держали торговлю под жёстким контролем, запрещали иностранцам торговать на своей территории и принимали в оплату только серебро. Император Цяньлун с вызовом заявил английскому королю Георгу III: «У нас есть всё, что можно пожелать, и нам не нужны товары варваров».
Британская империя стремилась прекратить обесценивание фунта стерлингов и развернуть торговлю в свою пользу. «Что бы такое продать Китаю?» – задумались имперцы. И придумали: опиум! А он производился по соседству, в колониях. Инструмент британской колонизации – Ост-Индская компания наводнила Китай опиумом. После десятилетий наркотизации в декабре 1839 года император закрыл рынок страны для коммерсантов и контрабандистов из Англии и Индии. Уже в апреле 1840-го Великобритания объявила войну Китаю, а президент США поддержал. По итогам двух «опиумных войн» к 1860 году империя Цин была разгромлена и исчезла с политической карты мира.
Пару веков спустя торговый баланс с Китаем снова не в пользу «англосаксов». Корпорации США ещё в 1980-е начали переносить производство в КНР: дешёвый труд китайцев, отсутствие социальных выплат – максимум прибыли. К началу XXI века на 96 процентах товаров в крупнейшей сети супермаркетов Уоллмарт стояло «Сделано в Китае». Американский потребитель был в восторге от низких цен. В 2011 м встревоженная подъёмом КНР администрация Б. Обамы начала «разворот к Азии» – на самом деле выстраивание альянса против Пекина. К 2014-му дефицит торгового баланса США с КНР превысил 380 миллиардов долларов. В 2024-м приблизился к 1 триллиону. Пекин преуспел и в технологиях: китайская нейросеть DeepSeek обогнала американский ChatGPT по всем основным критериям и была на 95% дешевле – от такой новости фондовый рынок США потерял 1 триллион долларов за сутки. Прибавьте военную мощь, выстроенную Китаем, резкое расширение влияния и доступа к природным ресурсам в мире, тесные связи с РФ – для Вашингтона ситуация обретает черты «идеального шторма».
Перед президентом Трампом стоит почти неразрешимая задача. Как вернуть производство в США, не ударив по прибылям капитала, который финансировал его выборы, и потребителей, которые за него голосовали? Как вести политику экономического национализма «Америка прежде всего», когда страна достигла мощи за счёт глобальных рынков? Как ослабить крупнейшего торгового партнёра, не потерпев убытков самому?
Трамп пошёл на эскалацию. В довесок к росту пошлин в марте до 54% 9 апреля он повысил их до 125, а следом до 145%! И другим досталось, но меньше.
Американские рынки рухнули, потеряв 2 триллиона за 20 минут. Крупнейший в мире иностранный держатель госдолга и партнёр США Япония начала распродажу американских облигаций. Спонсоры Трампа задали Белому дому неприятный вопрос: вы что там курите? К 12 апреля Трамп вывел из-под действия новых пошлин электронику из Китая.
Очевидно, что атака администрации Трампа на КНР лишь начинается. Резкость и непродуманность действий разношёрстной команды приведёт мировые рынки в движение, перекроит карту экономических блоков и глобальную торговую архитектуру. И не будем забывать: торговые войны нередко приводили к войнам реальным.