Чудеса случаются неожиданно. Направляюсь недавно по проспекту Мира к ВВЦ, поднимаю глаза и вижу: над домами, скрывшими нижнюю половину Останкинской телевизионной башни, поднимается огромный серебристый шар. Любопытство берёт своё, и, отложив все дела, отправляюсь к тому месту, откуда предположительно этот шар взлетел. В сотне метров от стелы с застывшей над Землёй ракетой среди деревьев обнаруживаю двухэтажный домик, возле которого собралась небольшая группа в основном молодых людей. Выясняю, что это – жаждущие приобрести билет для путешествия на аэролифте (так, оказывается, называется оригинальный аттракцион, позволяющий получить изрядную дозу адреналина, в чём я на собственном опыте вскоре и убедился).
Руководит аэролифтом в прошлом лётчик, полковник в отставке Анатолий Сискетов. Он считает, что, перефразируя Высоцкого, лучше неба может быть только небо. Потому, наверное, его и привлёк аэролифт, хоть и высота подъёма шара – это далеко не поднебесье: колеблется она от 120 до 150 метров.
Сегодня Сискетов «командует» шаром и между делом посвящает меня в некоторые технические подробности: шар изготовлен из воздухонепроницаемой ткани, заполняемой гелием. За один подъём над Москвой «возносятся» 18 человек, считая пилота. На земле аэролифт обслуживает команда из 6 человек. Единственное ограничение полётов связано с силой ветра, скорость которого не должна превышать 10 метров в секунду. Трос, который выдерживает натяжение, равное 16 тоннам, при помощи лебёдки возвращает аэролифт на землю.
Шарик – аттракцион серьёзный и постоянно подвергается техническому контролю. Как сказал Сискетов, надёжность у шара абсолютная. Но я не был бы по образованию инженером-механиком, если бы не задал вопрос: ну а вдруг… трос оборвётся?! И узнал, что ждёт пассажиров, когда шар отправится в вольный полёт, не сдерживаемый тросом. Оказывается, можно не паниковать: лётчик стравит гелий через клапаны, и шар начнёт постепенно снижаться. Одно неудобство: в городе его уже не посадишь, придётся, полагаясь на стихию ветра, удалиться за пределы мегаполиса и садиться на любом свободном поле. При этом связь с базой поддерживается постоянно, и воздухоплаватели, получив дополнительную дозу адреналина, с приключением возвращаются к ВВЦ, но уже земным путём. Однако описанный вариант – гипотетический, поскольку на практике с ним не приходилось работать, хотя шар и поднимает за день до 300 человек (это приблизительно 60 подъёмов).
Случается, что, воспользовавшись им, как им и положено, «витают в облаках» жених и невеста в компании своих друзей. Вот только, к сожалению, шампанское здесь не допускается – внизу пожалуйста…
Фото автора