Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Искусство

Оправдание надежд

01 января 2007

ТЕАТРАЛЬНАЯ ПЛОЩАДЬ

Вот уже на протяжении семи лет весна в Саранске – это ожидание Международного театрального фестиваля русскоязычных театров ближнего и дальнего зарубежья «Соотечественники», и каждый раз, задолго до начала раскупая все билеты на все спектакли, жители города начинают готовиться к торжественному открытию и к фестивальной неделе.

Особой радостью нынешних «Соотечественников» стал приезд Русского драматического театра им. Вл. Маяковского Республики Таджикистан со спектаклем «Исповедь» замечательного, широко известного режиссёра Барзу Абдураззакова. 44 театра за 7 лет – это серьёзный итог, доказавший зрителям и критикам, что границ между театрами, воспитанными в школе русского психологического театра и обогатившими эту школу своими национальными традициями, нет и не может быть.

Программа нынешнего года была чрезвычайно интересной и увлекательной для самого широкого круга зрителей: вновь приехал в Саранск Русский академический драматический театр им. М. Горького из Минска (они были участниками Первого фестиваля «Соотечественники» – молодой главный режиссёр театра Сергей Ковальчик поставил спектакль по пьесе популярного не только в Белоруссии драматурга Андрея Курейчика «Пане Коханку» о великом фантазёре из рода графов Радзивиллов, о белорусском бароне Мюнхгаузене, прочитав эту пьесу как необходимый всем нам – и в Белоруссии, и в России, и во многих других странах – поиск национальной идеи. Не сразу поняли, оценили и приняли спектакль у себя на родине, но первый же его показ в России вызвал волну огромного интереса и глубокого сопереживания. Тем более что в главной роли – выдающийся артист Ростислав Янковский. Яркий, музыкальный и очень важный в своих философских и общественно-политических задачах национального определения, этот спектакль неслучайно вызвал в Саранске волну сочувствия, сопереживания и горячего приятия.

Киевский академический театр «На левом берегу Днепра» показал спектакль в постановке своего руководителя Эдуарда Митницкого «Двадцать шесть комнат» по пьесе А.П. Чехова «Леший» и рассказам писателя. Интересный, многогранный и очень грустный этот спектакль тоже не оставил зрителей равнодушными.

С нетерпением ждали в Саранске театр «Ибрус» под руководством выдающегося драматурга и очень интересного режиссёра Рустама Ибрагимбекова – участника одного из предыдущих фестивалей. «Ибрусу» исполнилось 10 лет, и его руководителю было о чём рассказать после спектакля «Он и они», посвящённого А.П. Чехову и провинциальным артистам. Этот пронзительный, блистательно сыгранный звёздами азербайджанской сцены артистами Фахраддином Манафовым, Юрием Балиевым, Мелек Аббасзаде и Мехрибан Зеки спектакль вошёл в души зрителей, одарив их великим счастьем причастности к вечным вопросам человеческого существования, пропущенным через чеховскую эстетику и этику; он заставил о многом задуматься и многое пережить, соединив воедино имена А.П. Чехова и Рустама Ибрагимбекова, помножив это ощущение на собственные жизни…

Среди участников фестиваля был театр из Израиля «Zero» под руководством Олега Родовильского. Спектакль «Заколдованный портной» по рассказу Шолом-Алейхема получился грустным, но жизнеутверждающим; лёгкая, ненавязчивая национальная окраска характеров персонажей делала их всемирными и совершенно доступными восприятию. Олег Родовильский играл главного героя таким наивным, распахнутым, что обмануть его ничего не стоило, и мысль о колдовстве просто как об обмане и унижении этого маленького человека в большом и недоброжелательном мире осталась в памяти как печальный урок театра, преподнесённый нам всем…

На этот раз на фестиваль был приглашён Московский драматический театр им. К.С. Станиславского с премьерой спектакля «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова, поставленный недавно возглавившим этот коллектив Валерием Беляковичем по его собственной инсценировке.
Спектакль произвёл глубокое и сильное впечатление – несмотря на то что длился он четыре часа, ни один из зрителей не покинул зал (а это, на мой взгляд, свидетельствует о подготовленности «нетеатрального» города к восприятию сложных и продолжительных действий). Роль Воланда исполнял сам Валерий Белякович, и саранские зрители получили возможность оценить не только превосходную, заряженную невероятной энергией ансамблевости труппу московского театра, но и актёрский талант известного режиссёра, наполнившего один из сложнейших мировых образов не столько мистической силой, сколько человеческой печалью по несовершенству мира, в котором дьявол призван дарить человеку не свет, но покой…

Впервые хозяин фестиваля, Русский театр Республики Мордовия, показал в рамках фестиваля сразу три свои работы – спектакли «Дядюшкин сон» Ф.М. Достоевского (постановка Вячеслава Гунина), «Дети как дети» по пьесе Эдуардо де Филиппо «Филумена Мартурано» (постановка Андрея Ермолина) и моноспектакль Зинаиды Павловой «Человеческий голос» Жана Кокто (постановка Вячеслава Гунина). Совершенно разные по всем буквально критериям, спектакли эти явились доказательством того, что Саранский русский театр находится сегодня на явном творческом подъёме. Сильная разновозрастная труппа, готовность её к постоянной работе – в какой-то степени и это можно назвать результатом ежегодных фестивалей «Соотечественники», потому что артисты театра присутствуют на всех спектаклях и сравнивают собственный уровень с уровнем мысли и исполнения в других театрах.

Завершал фестиваль спектакль «Исповедь» Русского театра им. Вл. Маяковского (Душанбе). Семь женщин поочерёдно выходили на авансцену, освещённую тёплым, живым светом свечей, каждая – со своим монологом, со своей исповедью о нелепо сложившейся жизни. Барзу Абдураззаков словно подслушивал и записывал эти монологи жительниц не только своей страны, но всего мира о несложившихся отношениях, о подножках, которые так любит подставлять нам сегодняшнее бытие. Грустные, а порой и страшные истории… И каждая из них была не сыграна, а прожита замечательными актрисами театра, заставившими нас на полтора часа, которые длился спектакль, переоценить в чём-то и свои собственные жизни – их хрупкость, неустойчивость, временность самых, казалось бы, сильных чувств…

Наталья СТАРОСЕЛЬСКАЯ, САРАНСК–МОСКВА

Обсудить в группе Telegram

Наталья Старосельская

Наталья Старосельская родилась в 1951 году в Мо... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Карандаш и альбом для Ильи Репина

    09.03.2024
  • Мост дружбы с Британией, или «Фестиваль грёз» под эгидой мэрии Сочи

    07.12.2023
  • Практическая психология Вячеслава Долгачёва

    07.07.2023
  • Алфавит тишины

    06.07.2023
  • Покоритель оперного Олимпа Сергей Романовский

    05.07.2023
  • Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

    10230 голосов
  • Прелюдия к концерту бытия...

    7453 голосов
  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    2623 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
  • Бремя Платонова

    2370 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS