Определённость нам нужна до зарезу. Но именно её пока что, к сожалению, нет. А это крайне опасно. В принципе вопрос о власти может быть решён двумя способами. Либо Путин не уходит. Либо уходит. Рассмотрим первый способ. Народ проголосует за Путина. Это главное. Дума и Совет Федерации примут на ура конституционным большинством в две трети (а если надо, и больше) нужные поправки. Что ещё нужно? Желание самого Путина! Нет этого? Тогда – второй способ: Путин уходит. Но что значит уходит? Может ли Путин просто уйти? Предоставить событиям развиваться любым произвольным образом? Это невозможно по многим субъективным и объективным причинам. Субъективные связаны с личностью Владимира Путина. Как сам он недавно сказал, «Я не для того пахал, чтобы…». И так далее. Объективные причины связаны с особенностями нынешнего нашего капитализма. Отношения собственности и власти слишком сильно переплетены. Отпустить вожжи – значит допустить перманентный передел собственности. То есть очередную смуту. Так, значит, операция «преемник»? Если Путин уходит, то как ещё он может уйти? Но преемник – это не бренд. Это технология. Налицо три основных обстоятельства. Первое – дефицит времени. Второе – отсутствие харизматических фигур в «зоне преемственности». Третье – невозможность применения технологий форсированной раскрутки нового лидера. «Катастрофа», «новый человек, который спасает от неё»? Всё это не проходит. Если катастрофа – то зачем новый человек? Тогда надо сохранять Путина. Раз так, раскрутка преемника-2008 – это раскрутка «через элиту». Кто-то ухмыляется? Зря. Ставка на фальсификацию результатов выборов и раскрутка через элиту – вещи абсолютно разные. Ставка на фальсификацию – глупа и аморальна одновременно. С аморальностью всё понятно. А насчёт глупости… Дело в том, что сфальсифицировать в нужных объёмах в России нельзя. Скажут: «Если нельзя, но очень хочется, то можно». Но это не так. Административный ресурс, раскрутка через элиту – это отнюдь не фальсификация. Каждый, кто путает эти вещи, плохо кончит. В сельской местности и малых городах начальник вовсе не должен заниматься подтасовками. Он скажет – народ выполнит. Потому что нынешний тип зависимости народа от начальника на этих территориях – это нечто. Пластичность населения – невероятная. И очень понятная. Цена непластичности – слишком высока. Это вам не КПСС! Это царь-голод, царь-холод и так далее. Преемник должен успеть договориться с начальниками. Причём именно с теми, которые контролируют пластичный электорат. Чтобы договориться, он должен быть хорошо «обнюхан» соответствующими элитными группами. Речь идёт уже не о кремлёвских боярах! Местные начальники будут формировать позицию самостоятельно. Для того чтобы её сформировать, они должны почувствовать руку (кнут) и ощутить лакомость (пряник). Ощутить всё это можно только в условиях, когда преемник может: а) дарить возможности, (б) может наказывать. Это может сделать лидер партии? Нет! Это может сделать только премьер. Да и то… Путин смог это сделать потому, что был и.о. президента! Преемник должен быть как минимум премьером и не иметь конкурентов на поле преемственности. Как только преемников становится несколько – все они уже не преемники. А местные начальники будут делать то, что хотят. По принципу – «чума на оба ваших дома». Значит, преемник: а) должен быть один, б) должен быть премьером, в) должен охмурить начальников, контролирующих сёла и малые города, г) должен прижать элиту, дать ей почувствовать руку. Может ли это сделать новый премьер? Для этого новый премьер просто идеален. Село и мелкие города его полюбят. Потому что он – их. Причём как никогда их – их в доску. Ему даже не придётся давить или охмурять. Его узнают по речи, профессионализму и прочему. Антикоррупционный компонент, который явно по сердцу новому премьеру, даст ему в руки кнут. Что ещё нужно-то? Нужно – чтобы он был единственной ставкой. Не он – так кто-то другой. Но тоже – без альтернатив. Определённость нужна! Определённость! Если же преемников будет несколько, то это… Я бы сказал, что это слишком изящно. Может быть, кто-то более меня сведущ в выборных технологиях. Легко соглашусь, что такое возможно. Никогда не рвался на роль выборного технолога. Но в чём-то всё же участвовал. И, как мне кажется, достаточно в курсе, чтобы сказать, что тут в два счёта можно напороться на второй тур. Причём в конфигурации «преемник и непреемник». А второй тур в данной конфигурации чреват тем, что за «непреемника», кто бы он ни был, могут проголосовать не только его сторонники. Но и все, кто осмелеет (так и хочется сказать – обнаглеет) в условиях отсутствия определённости. Офицерская рулетка – и та не так авантюрна. Итак, есть два способа – не уйти и уйти совсем. А есть ещё самый модный! Третий!!! И уйти – и не уйти. Об этом сейчас говорят больше всего. И живописуют подробности. Слабый президент, распределённая власть, возвращение Путина… Это всё – поверьте – мягко говоря, очень рискованно! Президентский пост в России сродни царскому. Была одна такая эксцентричная дама – Анна Иоанновна. Думали, слабая и ненадолго. Что получилось – общеизвестно. И много про кого ещё так думали. В Индии так про Индиру Ганди думали, например. Вредные иллюзии. А главное – смысл-то в чём? Уйти совсем – понятно. Это красиво. Остаться? Тоже понятно. Это честно. А петлять… В России это не проходит по одним причинам. На Западе – по другим. Психологически это тупиковый вариант. Представьте себе, что Ельцин, уйдя с поста президента, стал бы председателем Госсовета и пытался сохранить какую-то власть. Чем бы это кончилось? Сильный преемник ничего такого не потерпит. У него есть властное эго. На таком посту оно, кстати, у всех просыпается. Слабый преемник – это путь к коллапсу. А кто на его волне окажется у власти – это отдельный вопрос. Ясно, что не тот, кто прямо или косвенно соучаствовал в создании этого самого коллапса. 2008 год – это не отдалённая перспектива. Он наступит меньше чем через сто дней.
Точка зрения авторов колонки может не совпадать с позицией редакции