1. Что читаете вы (или читали) своим детям-дошкольникам (внукам) перед сном?
2. Как вы думаете, поддерживают ли уроки литературы интерес к чтению? Или, наоборот, убивают его педантизмом литературоведческих разборов?
3. Может быть, стоит заменить их чтением вслух отрывков из лучших произведений, чтобы помочь школьникам ощутить красоту русского языка?
4. Что, на ваш взгляд, нужно сделать для возвращения характеристики нашей страны как самой читающей в мире?
Не бойтесь спорить
1. Внуков у меня, к сожалению, ещё нет, а вот сыновьям – их у меня пятеро – всегда читал русские сказки, Пушкина – «Руслана и Людмилу», «Сказку о царе Салтане». Когда они вырастали, я старался привить им любовь к моей любимой книге – к «Тилю Уленшпигелю» Шарля де Костера. Я недавно пробовал показать моим двум младшим детям любимый фильм моего раннего детства «Два бойца» с неповторимым Марком Бернесом, и счастлив был, что он им понравился. Я боялся, что их он не тронет. А с пятнадцати лет и до сих пор моим самым любимым фильмом остаётся «Похитители велосипедов», и недавно мне жена Маша рассказала, что мой сын Женя, которому сейчас 21 год, написал в университетском вопроснике, что его любимый фильм тоже «Похитители велосипедов», – это меня до глубины души тронуло. Дети, конечно, не должны искуственно имитировать наши вкусы, но как здорово, когда у нас всё-таки есть общие культурные и нравственные ценности.
2. Аналитические разборы нужно сочетать с чтением вслух, воспитывая в самом себе и других чувство красоты языка
3. Всё зависит от степени любви и обладания уровнем вкуса к литературе самим учителем. И, конечно, от умения не только самому влюбляться во всё великое и прекрасное, но и преподавать эту влюблённость своим ученикам. Учитель должен быть прекрасным исполнителем и прозы и стихов. И если это передаётся его ученикам, то любовь к литературе будет семейной традицией. Но восторг перед искусством не должен доходить до оглупления восторгом. Надо воспитывать не коленнопреклонённость к гениям, а умение даже и с ними спорить и анализировать их слабости, сбои, неудачи.
4. Сейчас некоторые заскорузлые «минобры» из Министерства образования и науки РФ своим бюрократическим подходом по так называемым, ими же самими придуманным, стандартам, сами того не осознавая, практически пытаются развести в разные стороны научно-техническую и гуманитарную интеллигенцию. И по «какбычегоневышлистски» избегают рекомендовать многие нужнейшие книги преподавателям и библиотекам учебных заведений. Чиновникам долгое время даже в голову не приходило, например, издать массовым тиражом для юношеского чтения такую важнейшую для исторического понимания книгу, как «Архипелаг ГУЛАГ», Солженицына, и это наконец-то произошло по инициативе нашего премьер-министра Путина. Я более двадцати лет работаю над пятитомником «Десять веков русской поэзии», и, когда я обратился в Министерство образования с просьбой о рекомендации этой уникальной книги для библиотек учебных заведений, чтобы поднять её тираж, получил равнодушнейший ответ: оказывается, «их стандарты» не позволяют рекомендовать эту книгу, которая так необходима нашей молодежи для её духовного патриотического воспитания. Этот проект финансово уже поддержан культурным фондом, возглавляемым Светланой Медведевой, ассоциацией «Русский мир». В СМИ выступили министр культуры РФ А. Авдеев, писатели, деятели культуры, преподаватели школ и университетов, библиотекари. Но Министерство образования продолжает молчать. Стыдно такую книгу издавать лилипутским тиражом в две тысячи в стране, где 55 тысяч библиотек учебных заведений. Надо, чтобы в каждой библиотеке было по книге. К этому сводятся почти все письма.
А ведь в России всё образование началось именно с поэзии.
Не надо делать из школьников литературоведов
1. Никогда ничего своему ребёнку я не читал, читала жена. И вообще я думаю, что в воспитании доминирует прежде всего личный пример. Поскольку мой сын видел меня непрерывно читающим, то это не могло на него как-то не повлиять. Вот что тут главное: будут читать родители – будут читать и дети.
2. У нас в школе была прекрасная учительница литературы, и тем не менее литературу мы не любили. Эти скучнейшие «Записки охотника», которые ненавидел весь класс!.. Эта занудливая «Гроза» с её «образом Катерины»!.. Этот примитивный «Герой нашего времени»! Эта громоздкая, косноязычная до дурноты «Война и мир»! Между прочим, лет до двадцати пяти – тридцати я был совершенно уверен, что Лев Толстой просто не умеет писать. И полагаю, что так думало большинство. Голову нам морочат этим Толстым! Вот результат преподавания литературы как литературоведения.
3. Если привести неподготовленного ребёнка на концерт в филармонию и обрушить на него «Весну священную» или «Страсти по Иоанну», то ребёнок, скорее всего, ничего не поймёт. Для него это будет непреодолимым хаосом звуков. Если обрушить на школьника, только-только овладевающего азами культуры, Льва Толстого, Достоевского, Шолохова, Платонова, то мы добьёмся лишь одного – стойкой, на много лет, неприязни к классической русской литературе. Нельзя тащить ребёнка сразу на Эверест. Взобраться на такую вершину способен даже не каждый взрослый. Мне это совершенно понятно. Но, видимо, непонятно тем, кто составляет для школы учебники по литературе.
4. Во-первых, надо читать в школе то, что «читается». Редкий десятиклассник одолеет «Войну и мир». Зато, я уверен, он проглотит «Сестру печали» Вадима Шефнера или его же повесть «Человек с пятью «не», взахлёб прочтёт «Трудно быть богом» Аркадия и Бориса Стругацких, «До свидания, мальчики!» Бориса Балтера, «Петра Первого» Алексея Толстого. Вот что надо в школе читать. И никаких «Мёртвых душ», не вызывающих ничего, кроме зевоты.
А во-вторых, не надо делать из школьников литературоведов. Читателю важны не концепты, а исключительно темы. Что есть любовь, что есть ненависть? Что есть смысл жизни и существует ли в жизни какая-то цель? Почему человек способен и на хорошее, и на дурное? Есть ли в мире что-то такое, ради чего стоит жить?.. Литература даёт колоссальный материал для подобного разговора. И это, на мой взгляд, единственное, чему стоит на её примерах учить…
, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
Чтение стало модой, а не потребностью
1. Самые лучшие, самые чистые и интимные моменты общения связаны с этой вечной позой: взрослый с книгой – и ребёнок, приникший к его плечу и затаивший дыхание. Читали – и читаем – мировую детскую классику и, конечно, сказки. И всегда – много стихов. Ничто так не развивает внутренний ритм и не концентрирует внимание, как поэзия.
2. Аллергия на чтение развивается в большинстве случаев именно в школе при «прохождении» произведений русской классики. Литература перестала быть базовым предметом, в то время как новые технологии книгоиздания сделали книгу общедоступной, а выбор – неограниченным. Как ни парадоксально, книжный дефицит подстёгивал интерес к чтению. Слово «интерес» в вопросе – ключевое. Чтобы приучить ребёнка читать, надо лишь убедить его, что это интересно. В том и должно заключаться искусство учителя.
3. Да, стоит, поскольку традиция семейного, домашнего чтения умирает – родителям некогда, а многие из них уже и сами выпали из категории читателей. Проще посадить дитя за компьютер и оставить его наедине со «стрелялками», изредка покрикивая: «Ложись спать!» Чтение необходимо сопровождать комментариями, доступными детскому разумению и – опять-таки – занимательными и актуализируемыми, то есть вызывающими у ребёнка эпохи цифровых технологий прямые и понятные ассоциации.
4. Возвращение в прошлое невозможно. Резонно поставить вопрос – что читающей. Статистика чтения на электронных носителях отсутствует. Но простые наблюдения показывают, что, получив свободу выбора, страна бросилась читать, как говорят американцы, «палп» – макулатуру, второсортные любовные романы и детективы. Чтение не исчезло, но стало модой, а не органической потребностью. Думать нужно о повышении качества чтения. А это процесс длительный и систематический. Необходимо разработать такую систему и внедрить её начиная с ясельного возраста. Думаю, что у лучших учителей-словесников накопилось много методик. Хорошо бы их собрать и проанализировать.
Мы должны растить аристократов духа
1. Маршака, Чуковского, Андерсена, детские рассказы Толстого, Чехова – в общем, обычную детскую классику. Правда, это было очень давно. Но мои дети перенесли этот канон на своих детей.
2. Я много раз слышал об этом убийстве, но сам свидетелем не был. Мне уроки литературы нравились. Хотя читать самому нравилось гораздо больше. Зато для многих ребят из малообразованных семей уроки литературы были вообще единственным окошком в мир классики.
3. Идея неплохая, но для её реализации необходимо, чтобы учитель сам ощущал эту красоту. И не портил её чтением «с выражением» и некомпетентными комментариями. То есть и для чтения вслух необходимо методическое руководство.
4. Не хочется признавать, но чтение в моё время было сравнительно массовым ещё и потому, что оно не имело сильных конкурентов. Проще говоря, было несопоставимо меньше соблазнов. А когда всем человеческим потребностям даётся полная воля, я совершенно не уверен, что победа чтения может осуществиться естественным путём. Культура вообще есть возделывание, и даже самая блистательная культура, порождённая социальной средой, где доминировала аристократия, вовсе не обязательно окажется способной выжить без специальной поддержки в другую эпоху, где доминируют совершенно иные социальные силы. Возможно, аристократическая культура прошлого способна восприниматься лишь аристократическими натурами настоящего – только они, может быть, и ощущают эмоционально близкими тени забытых массовым человеком предков.
Если это так, то государству следует поддерживать аристократические начала в российском народе, а плебейские забавы потеснить из публичной жизни, и прежде всего с экранов телевизора. Власть должна понять, что Россия и до сих пор славна аристократами духа, а не газом и пушками.
Но это необходимо не только для чтения, но и для самого национального выживания.
, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
Всё зависит от учителя
1. Читал сказки Пушкина, стихи Чуковского, пересказывал (адаптировал) более сложные и длинные тексты Гоголя, Тургенева, Андерсена, Крянгэ и др.
2. И то, и другое. Зависит от учителя и только от него!
3. Не заменить, а добавить, дополнить. И не только красоты ради, а и богатства души…
4. Что читающей? Сами знаете, что сейчас происходит с чтивом и литературой. Потому не о «самой читающей» надо беспокоиться, а о защите культуры, развитии художественного вкуса, способствовать обретению духовных ориентиров…