«Воспитание человека – не наказание, а насущная необходимость», – любил повторять куратор нашей академической группы математик Бронислав Игнатьевич Губаревич. Мы, студенты, как правило, бубнили себе под нос опровержение: «Нет больше наказания, чем ваше воспитание». Он, по-видимому, услышал.
– Коллеги, – он всегда к нам так обращался, – поднимите руки, кто любит, когда его воспитывают. Ни одной руки, – подытожил он. – А теперь поднимите руки те, кто любит, когда его считают невежественным, невоспитанным. Что? Опять ни одной руки? Нелогично, коллеги, нелогично. Подумайте, что в нашем случае первично. Что есть цель, а что есть средство?
Пришёл на память мне этот студенческий эпизод в связи с выходом под самый Новый год (подарок Деда Мороза) приказа Рособрнадзора за № 2267. Прочёл я его и глазам своим не поверил. В приказе «Об утверждении критериев показателей для определения типа и вида образовательного учреждения высшего профессионального и среднего профессионального образования» нет критериев по воспитательной деятельности. Может быть, воспитание выброшено и из действующего (от 10.07.1992 № 3266–1) Закона об образовании? Читаю: «Под образованием в настоящем Законе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства…»
Эта позиция в нашей стране выстрадана: пройден трагический путь от бездумного выбрасывания её (вместе с идеологией) из образовательного процесса в 90-е годы до трудного восстановления в правах в 2000-е и, наконец, утверждения Законом. Помнится, даже бывший министр образования В.М. Филиппов выступил с принципиальной постановочной статьёй «Не хочу быть министром обучения».
Казалось бы, воспитание, реанимированное Законом, наконец стало постепенно возвращаться в школы, высшие и средние профессиональные учебные заведения. В вузах были восстановлены должности проректоров и заместителей деканов по воспитательной работе, в техникумах и колледжах – заместителей директоров по воспитательному процессу.
«Нужно восстановить пробел в патриотическом воспитании россиян», – заявлял Дмитрий Медведев на встрече с ветеранами Великой Отечественной войны.
«Нет последовательной и эффективной работы по воспитанию, особенно среди молодёжи», – сетовал Путин в ходе рабочей встречи в Дагестане.
И вот – как бомба вышеупомянутый приказ Рособрнадзора.
«Если государство заинтересовано в построении гражданского общества, то как оно может быть не заинтересовано в воспитанных, нравственно сформированных личностях», – вопрошают проректоры вузов. А мне хотелось бы отправить нынешних чиновников от образования в мои далёкие студенческие годы на собрание академической группы, когда наш куратор так просто объяснил своим студентам значение воспитания. Мы поняли.
Может быть, и они (чиновники) тоже поймут?