Этой дискуссии уже не один десяток лет, новый всплеск случился после прошедшего в конце августа Всероссийского родительского собрания, на котором, отвечая на вопросы, министр просвещения Ольга Васильева заверила, что в первом классе оценок не будет. А вот для средней и старшей школы их, по её мнению, нужно сохранить. Окончательное же решение, считает она, надо предоставить экспертному сообществу.
Судя по комментариям, чёткой позиции по этому вопросу у общества нет. Одни считают, что «пятёрки» и «двойки» надо ставить с первого дня пребывания в школе, другие, напротив, предлагают отменить их вовсе, чтобы не расстраивать учеников, или ввести более размытую 100-бальную шкалу.
К дискуссии подключилась и Общественная палата РФ. С 10 по 25 сентября все желающие могут выразить своё мнение, ответив на пять вопросов на сайте ОП. Нашим постоянным авторам, родителям и педагогам с многолетним стажем, мы задали вопрос, который, казалось бы, давно решён – ставить ли оценки в первом классе. Как выяснилось, и здесь мнения диаметрально противоположны.
«Звёздочки» вместо цифр
Этот вопрос прекрасно решён ещё в советские времена. В первом классе оценок не должно быть. Ребята только пришли в школу, им нужно адаптироваться к новым условиям. Не всегда способности ребёнка могут быть выявлены сразу. Есть категория детей, которые боятся сделать ошибку. Они застенчивы, не уверены в своих силах. «Двойка» приведёт к тому, что они замкнутся в себе и потеряют интерес к учёбе.
Моя учительница в первом классе Людмила Дмитриевна Козлова каждое наше успешное действие отмечала звёздочками из цветной бумаги. Таким образом она и оценивала, и в то же самое время сохраняла некую преемственность с детским садом. Каждому из нас хотелось за урок получить как можно больше звёздочек.
Оценивать учебную деятельность нужно со второго полугодия второго класса. К этому времени дети выйдут на качественно другой уровень и в познавательном, и в психологическом плане.
Я с большой долей иронии отношусь к тем людям, которые предлагают отменить оценки совсем. Кто так считает, тот либо не работал в школе, либо просто выбрал не ту профессию. Что бы там ни говорили, а оценка остаётся для детей большим стимулом учиться. Если мы и её уберём, то система образования окончательно рухнет.
Виталий Апевалов,
учитель русского языка и литературы, Воронежская область
И негативные эмоции воспитывают
Считается, что отметка (поскольку она далеко не всегда «пятёрка»!) травмирует психику семилетнего ребёнка. (Теперь считается: во времена нашего босоногого детства такое никому и в голову не приходило!)
Но это в первом приближении. За вторым я отправилась к школьному психологу. И вот что он мне поведал.
Отметка – «тройка», «двойка» – травмирует в первую очередь не ребёнка, который зачастую не понимает, чем «два» отличается от «пяти», а его родителей.
Родители нынешних первоклашек – это (плюс-минус) тридцатитрёхлетние люди. Стало быть, год их рождения примерно 85-й. Что произошло с нашей страной в это время? Перестройка, то есть глобальный катаклизм сродни революции 1917 года.
Люди этого – 1985 – года рождения тревожные (с родовой травмой!), больше всего на свете боящиеся прослыть неудачниками, а потому все надежды возлагающие на своих чад. Для них «двойка», полученная ребёнком, – трагедия. Вот и приходится учителям начальной школы вместо нормальных отметок рисовать что-то вроде смайлика: улыбка, нахмуренные брови, слеза.
Может, действительно пожалеть? Но ведь здесь опасность. Привыкнув к тому, что их жалеют, гладят только по шерсти, не «травмируют», они и дальше будут требовать такого же отношения.
…Приходит ко мне мама пятиклассника и с негодованием вопрошает: «Почему вы задаёте детям такие тяжёлые книги? Мой сын вчера прочитал вашу «Муму» и так плакал, что у него поднялась температура!»
К чему я о «Муму»? Великий человековед Достоевский утверждал: «Человеку, кроме счастья, так же точно и совершенно во столько же, необходимо несчастье!» Так что, не ставя «двойки» первоклассникам сегодня, не закладываем ли мы мину замедленного действия, которая рванёт завтра?
Ибо боязнь называть вещи своими именами, различать «что такое хорошо и что такое плохо», испытывать, как принято говорить теперь, негативные эмоции, может привести к тому, что в нашей стране вырастет поколение людей (пусть непоротое!) равнодушных, более всего боящихся любого переживания, не способных к сопереживанию и состраданию.
Инна Кабыш,
учитель русского языка и литературы
Соперничество может пойти и во вред
Знаете, мне кажется, не стоит ставить оценки первоклассникам.
Детям трудно вступать в новую для себя жизнь. Ребёнок ещё привязан к семье, видит только родных и, попадая в коллектив, чаще всего теряется. Не стоит забывать также и про то, что в школу идут разные дети, с разной подготовкой, из разных слоёв общества, и оценки в первом классе будут только прибавлять проблем. Появится совершенно ненужное соперничество, стремление обогнать товарищей.
Учёба на первых порах должна быть интересной и радостной, насколько это возможно. Из личного опыта многодетного отца могу сказать, что мы с супругой всячески пытались разнообразить учебный процесс своих детей. Отправляя ребёнка в школу, мы мотивировали его интересными открытиями, которые он может сделать в процессе учёбы. Встречая после занятий, проявляли к нему внимание, чтобы малыш не чувствовал себя одиноким и брошенным. Если бы к общей нагрузке моего ребёнка прибавились бы в первом классе ещё и оценки, то было бы вдвойне сложнее сохранять мирную атмосферу в семье с детьми-школьниками.
Павел Тимохин,
настоятель Распятского собора, отец шестерых детей, Серпухов
Пятёрка как способ мотивации
При ответе на этот вопрос я руководствуюсь не только своим профессиональным видением ситуации, но и детскими воспоминаниями. Начну с последних: с первого класса моё поколение получало оценки, это было нечто само собой разумеющееся. И мы знали, что наша Инга Ильинична справедлива – поставит то, что каждый заслужил.
Я в целом училась очень хорошо. Получать отличные оценки было приятно, но по чистописанию я так и не получила ничего выше четвёрки, хотя очень старалась. Было досадно, но я понимала, что отличники по чистописанию действительно пишут лучше и аккуратнее.
Если кто-то получал пять пятёрок подряд, на его тетрадь наклеивалась звёздочка как знак поощрения. Для нас это была очень высокая мотивация.
Что же касается сегодняшнего взгляда на спор об оценках, с позиции своей профессиональной деятельности я тоже выступлю за их сохранение. Это вполне адекватный способ обозначить достижения. Отмена оценок не на пользу хорошим ученикам, поскольку снижает их мотивацию. Да и любой ученик должен понимать, что у него получается, а что нет, в чём он ошибся и как поправить дело.
Алла Кирилина,
доктор филологических наук, профессор Московской международной академии
Оценки учат лгать
Так получилось, что первые два класса я училась во Франции. В школе под Парижем оценки ставили. Но редко. Ставили буквы А, B, C, D. И только за домашнюю работу, в которой, как и у нас, теоретически могли участвовать и родители. Получалось, что это как бы оценка родителям за совместную работу с детьми. А вот работу в классе не оценивали. С нами учились ребята всех цветов кожи, были две глухонемые девочки, были плохо говорящие по-французски дети эмигрантов. В этой школе нас берегли. И я до сих пор помню Мари-Клод – мою первую любовь – нашу учительницу.
В другой школе – под Греноблем – оценок хоть и не ставили, зато иногда воспитывали с помощью рук. Одного арабчонка учительница ударила по лицу за то, что он писал в тетради вверх ногами. В другой раз все удостоились личного шлепка от мадам Руайом (её я тоже помню) – правда, за дело. Мы, семилетние, дразнили девочку-испанку за кофейный цвет кожи.
Шлёпали, а оценки не ставили.
Оценка, по моему твёрдому убеждению, – это не мерило знаний, а показатель того, насколько взрослый смог передать ученику своё представление о мире. Как он смог заинтересовать и насколько сам заинтересован в том, что преподаёт.
Оценка, будучи ярлыком, и, будем честны, средством манипуляции, не может не влиять на неокрепшую психику. Стоит ли зазубривание правил слёз вашего ребёнка? Того, чтобы он почувствовал себя хуже других? Или лучше, и испытал, что такое чужая зависть? А ещё – и это самое страшное – оценки учат списывать и лгать.
Что важнее – конкурентоспособность или честность? Может быть, нам, взрослым, так, с оценками, просто привычнее?
Мария-Алиса Свердлова,
аспирантка ВГИКа