Единственная из стран ЕС, вынесшая утверждение Лиссабонского договора на всенародный референдум, Ирландия отвергла его. И пусть ирландцев менее 1 процента населения ЕС, они не дали евробюрократам сделать из себя машины для послушного голосования.
Казалось бы, за годы пребывания в ЕС Ирландия не была им обижена. Только разного рода субсидий за это время ей отвалили примерно 55 млрд. евро, страна превратилась во вполне преуспевающую державу, уровень жизни в которой сопоставим со среднеевропейским. Что же хотели сказать ирландцы своим отрицательным голосованием?
На результат голосования повлияло сразу несколько факторов. Многие из них давно уже сброшены политиками в Брюсселе с весов политики. Прежде всего – особенности национальной истории и национального менталитета.
Народ Ирландии, многие века находившийся под пятoй Британской империи, только в ХХ веке обрёл свою государственную независимость и суверенитет. Борьба за них была долгой и непростой. Оттого в исторической памяти ирландцев отношение к собственной независимости и сохранению суверенных начал в политике своей страны не являются пустым звуком. Явное нежелание отдать судьбу на откуп наднациональным структурам в рамках Лиссабонского договора (фактически той же Европейской конституции, лишившейся в лиссабонской версии части своих пышных фраз и громких деклараций) и стало важным побудительным мотивом для протестного голосования.
Ещё один важный момент – с принятием Лиссабонского договора как бы подводилась черта под многолетней борьбой значительной части ирландского общества и влиятельных политических сил за присоединение к стране её северной части. Между тем проблема Северной Ирландии – одна из наиболее болезненных проблем во внешней политике Ирландии на всём протяжении её существования как независимого государства. Да, данная проблема связана с отсутствием единства мнений по этому вопросу внутри самой Республики Ирландия. Но в большей степени она зависит от политики Великобритании, в состав которой Северная Ирландия пока входит. Опасения того, что, присоединившись к Лиссабонскому договору, Ирландия навсегда поставит крест на идее объединения «двух Ирландий», заставили многих «рыжих» (как зовут сами себя жители этой страны за самый распространённый в народе цвет волос) сказать «нет» на всенародном голосовании по договору.
Нет сомнения, что полный текст Лиссабонского договора в Ирландии прочли, скорее всего, несколько сотен человек, не больше. Но прочитавшие поделились прочитанным с нечитавшими и заронили в душах последних серьёзные семена сомнения в разумности этой «бумаги для бюрократов». Ирландцы забеспокоились: отдав свой суверенитет Брюсселю, они могут просто потерять контроль над тем, как ими будут управлять извне. Кроме того, по Лиссабонскому договору предполагается серьёзно урезать право вето каждой из стран-участниц при принятии ряда важнейших вопросов экономики и политики. Отдавать право решать за них, как жить дальше, дядям и тётям из Брюсселя многие ирландцы не захотели, что тоже подтвердили своим голосованием.
Свободолюбие ирландцев между тем в Брюсселе хорошо известно. Ещё в 2001 году ирландцы отвергли «Договор Ниццы», предусматривавший начать подготовку к вступлению в Евросоюз большого числа новых стран. «Рыжие» вполне резонно задавались вопросом: а какова будет стоимость этого безудержного расширения Евросоюза для них, для каждого ирландца персонально? И не стоит ли повременить с расширением круга сидящих с ложками за одной миской? Но тогда Брюссель смог выкрутить ирландцам руки и заставил переголосовать так, как было политически целесообразно.
Бюрократам в Брюсселе не следует забывать то, что в этот раз многие островитяне вполне могли из чувства протеста и незабытого национального унижения тем «переголосованием» голосовать против лиссабонской бумаги.
Европейским начальникам вспомнить бы до референдума ирландскую пословицу: «Где англичанин дважды скажет, ирландец дважды промолчит», но они её то ли забыли, то ли посчитали неким историческим антиквариатом вроде Дублинской стачки 1913 года. Ан жива оказалась она, старая ирландская мудрость! Промолчали «рыжие» при опросах социологов и проголосовали по-своему.
Что делать Брюсселю? Снова выкручивать свободолюбивым островитянам руки? Да и поможет ли это опять?
Во многих столицах стран ЕС сегодня уже открыто говорят о невозможности дальнейшего расширения Евросоюза. А это – крайне плохая новость для Киева и Тбилиси. Теперь, после нового «привета рыжих» с зелёного острова, Европа вряд ли бросится сломя голову принимать Украину и Грузию с их большими внутренними проблемами и малопредсказуемым электоратом. Вот так «рыжие» подсуропили «оранжевым».