Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Орган – вечный инструмент

01 января 2007

Вас беспокоит «ЛГ»

В Калининграде проходит I Всероссийский музыкальный конкурс по специальности «орган». «ЛГ» побеседовала с композитором Валерием КИКТОЙ, который является членом жюри.

– Как часто судите конкурсы? Почему именно специальность «орган»? Связано ли это с тем, что в вашем творчестве – большое количество сочинений для органа?
– Я часто являюсь членом жюри разных конкурсов, в том числе и композиторских. К тому же имею собственный международный органный конкурс, который пройдёт в Москве в ноябре уже в пятый раз. Я застал ещё тот период, когда только начиналось, так скажем, органное движение. В начале 50-х слышал, как играл наш великий Александр Фёдорович Гедике. Потом, после его ухода, в консерватории преподавал Леонид Ройзман, потом был совершенно замечательный Сергей Дижур… Конечно, всё это послужило толчком к созданию многих моих органных сочинений и определило участие в I Всероссийском музыкальном конкурсе.

– Чем вы объясните увлечение органной музыкой многих современных композиторов?
– Я думаю, многие согласятся с тем, что орган является одним из таких инструментов, который может выразить самые сокровенные и самые невероятные мысли. Орган – это вечный инструмент.

– Какие расставлены акценты на I Всероссийском?
– Хотелось бы, чтобы участники как можно глубже постигали стилистику именно органных произведений наших отечественных композиторов. Тут очень важно, как конкурсант выстроит свою программу, что ему удобнее, а главное – эффектнее поставить по очерёдности, по стилистике. Нужно, чтобы исполнитель как можно глубже раскрылся.

– А ваш любимый орган?
– Все мы, конечно же, благоговеем перед органом Большого зала консерватории, который теперь, увы, молчит. Во время ремонта Большого зала во все трубы попала пыль. Сейчас ему требуется капитальный ремонт и на это нужны сумасшедшие деньги. Вроде как (я слышал на учёном совете) есть договорённость с господином Грефом о том, что будут средства на реконструкцию. Весь орган нужно вывозить на реставрацию во Францию.

– Конкурс проводится в Калининграде. Как вы считаете, чем полезно проведение конкурса не в Москве?
– В Москве проводятся тысячи всяких конкурсов. Мы всё время как бы замыкаемся в столице. Приведу такой пример: проводили в Архангельске II Международный органный конкурс. Ведь именно через архангельский порт пришёл первый орган в Россию по распоряжению Петра I! Когда проходил конкурс, – это было такое событие! Прослушивания шли при полных залах. А за билетами на заключительный концерт стояла очередь с раннего утра. Люди хотят слушать хорошую музыку!..

– Кто сейчас из молодых органистов подаёт большие надежды?
– Есть замечательный парень – Владимир Королевский, он – солист Волгоградской филармонии. Но, к сожалению, его на конкурсе не будет – у него сольные концерты в филармонии. Мы от конкурса ждём новых имён!

– Как вы думаете, чем больше всего может поразить исполнитель?
– На моём органном конкурсе был молодой исполнитель из Польши. Он просто всех поразил своей педальной техникой. Конечно, координация органиста всегда потрясает: как педальная техника сочетается с владением мануалами.

– В мире существует несколько школ органа. Каков уровень отечественной органной школы?
– Я думаю, в России сейчас подъём, мы развиваем то, что дали Гедике, Ройзман, Гуреева, Паршин. I Всероссийский очень важен ещё и для поддержания именно нашей исполнительской органной школы. Нужно хранить традиции, чтобы они закладывали фундамент для исполнителей XXI века.

– Вы сейчас работаете над органными сочинениями?
– Я орган не бросаю. Недавно написал концерт для мужского хора, органа, старинной арфы и ударных инструментов. А сейчас на «Московской осени» будет исполняться моё произведение «Возвращение Святой Цецилии». Это мозаичное панно, как вы знаете, восстановили в Большом зале консерватории. Я стал очевидцем всего процесса восстановления. Святая Цецилия сейчас нас всех, музыкантов, охраняет. Это тоже произведение для большого хора с органом, арфой и ударными инструментами.

Беседу вела
Татьяна ЭСАУЛОВА

Обсудить в группе Telegram

Татьяна Эсаулова

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS