В Калининграде проходит I Всероссийский музыкальный конкурс по специальности «орган». «ЛГ» побеседовала с композитором Валерием КИКТОЙ, который является членом жюри.
– Как часто судите конкурсы? Почему именно специальность «орган»? Связано ли это с тем, что в вашем творчестве – большое количество сочинений для органа?
– Я часто являюсь членом жюри разных конкурсов, в том числе и композиторских. К тому же имею собственный международный органный конкурс, который пройдёт в Москве в ноябре уже в пятый раз. Я застал ещё тот период, когда только начиналось, так скажем, органное движение. В начале 50-х слышал, как играл наш великий Александр Фёдорович Гедике. Потом, после его ухода, в консерватории преподавал Леонид Ройзман, потом был совершенно замечательный Сергей Дижур… Конечно, всё это послужило толчком к созданию многих моих органных сочинений и определило участие в I Всероссийском музыкальном конкурсе.
– Чем вы объясните увлечение органной музыкой многих современных композиторов?
– Я думаю, многие согласятся с тем, что орган является одним из таких инструментов, который может выразить самые сокровенные и самые невероятные мысли. Орган – это вечный инструмент.
– Какие расставлены акценты на I Всероссийском?
– Хотелось бы, чтобы участники как можно глубже постигали стилистику именно органных произведений наших отечественных композиторов. Тут очень важно, как конкурсант выстроит свою программу, что ему удобнее, а главное – эффектнее поставить по очерёдности, по стилистике. Нужно, чтобы исполнитель как можно глубже раскрылся.
– А ваш любимый орган?
– Все мы, конечно же, благоговеем перед органом Большого зала консерватории, который теперь, увы, молчит. Во время ремонта Большого зала во все трубы попала пыль. Сейчас ему требуется капитальный ремонт и на это нужны сумасшедшие деньги. Вроде как (я слышал на учёном совете) есть договорённость с господином Грефом о том, что будут средства на реконструкцию. Весь орган нужно вывозить на реставрацию во Францию.
– Конкурс проводится в Калининграде. Как вы считаете, чем полезно проведение конкурса не в Москве?
– В Москве проводятся тысячи всяких конкурсов. Мы всё время как бы замыкаемся в столице. Приведу такой пример: проводили в Архангельске II Международный органный конкурс. Ведь именно через архангельский порт пришёл первый орган в Россию по распоряжению Петра I! Когда проходил конкурс, – это было такое событие! Прослушивания шли при полных залах. А за билетами на заключительный концерт стояла очередь с раннего утра. Люди хотят слушать хорошую музыку!..
– Кто сейчас из молодых органистов подаёт большие надежды?
– Есть замечательный парень – Владимир Королевский, он – солист Волгоградской филармонии. Но, к сожалению, его на конкурсе не будет – у него сольные концерты в филармонии. Мы от конкурса ждём новых имён!
– Как вы думаете, чем больше всего может поразить исполнитель?
– На моём органном конкурсе был молодой исполнитель из Польши. Он просто всех поразил своей педальной техникой. Конечно, координация органиста всегда потрясает: как педальная техника сочетается с владением мануалами.
– В мире существует несколько школ органа. Каков уровень отечественной органной школы?
– Я думаю, в России сейчас подъём, мы развиваем то, что дали Гедике, Ройзман, Гуреева, Паршин. I Всероссийский очень важен ещё и для поддержания именно нашей исполнительской органной школы. Нужно хранить традиции, чтобы они закладывали фундамент для исполнителей XXI века.
– Вы сейчас работаете над органными сочинениями?
– Я орган не бросаю. Недавно написал концерт для мужского хора, органа, старинной арфы и ударных инструментов. А сейчас на «Московской осени» будет исполняться моё произведение «Возвращение Святой Цецилии». Это мозаичное панно, как вы знаете, восстановили в Большом зале консерватории. Я стал очевидцем всего процесса восстановления. Святая Цецилия сейчас нас всех, музыкантов, охраняет. Это тоже произведение для большого хора с органом, арфой и ударными инструментами.
Беседу вела