Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Искусство

Органичная патетика патриотизма

01 января 2007

ГАСТРОЛИ

«Кто пойдёт на болгар, да ещё в такую жару?! Только мы, идиотки!» – восклицали в один недавний прекрасный день перед парадным подъездом МХТ им. Чехова три немолодые дамы, «приятные во всех отношениях». И хотя после первого отделения они театр покинули, зрительный зал основной сцены остался в этот вечер изрядно заполненным и без них. Национальный театр Болгарии имени Ивана Вазова показывал спектакль с недавних пор почти «нашего человека» Александра Морфова «Изгнанники», прежде с успехом отыграв его в Санкт-Петербурге, в театре Комиссаржевской, где руководитель вазовцев Александр Морфов служит в официальном статусе «главного приглашённого режиссёра».
Александр Дольский как-то пел: «Меньше всего любви достаётся нашим самым любимым людям…»
С чего это вдруг мы стали забывать болгар? И с чего это такой снисходительный тон? Таксист в Варне мне рассказывал: когда правительство решило ввести для русских туристов визовый режим, многие поехали на забастовку, испугались, что мы перестанем к ним приезжать. Едем и с визами. А болгары нас радуют своим посещением нечасто. В 2003 году в Москве прошла Неделя болгарской культуры. Тогда Валентин Ганев с блеском отыграл «Контрабас» Зюскинда. Ганев учился во ВГИКе у Сергея Бондарчука. Он и в нынешнем спектакле среди главных исполнителей. Пригласил на спектакль Ирину Скобцеву…
Родившегося в 1960 году Александра Морфова можно сегодня смело причислить к числу лидеров европейского театра. Он работал во Франции, Швеции, Македонии, в России. Его спектакль «Затмение», поставленный в «Ленкоме», получил «Чайку» и «Хрустальную Турандот». Говорят, что он не боится прозы. Одна из его побед – спектакль «Дон Кихот», поставленный в театре Et Cetera. У Табакова собирается ставить «Декамерон» Боккаччо.
У пьесы по повести Ивана Вазова – вековая история, как у нашей «Чайки». Она выдержала очень много постановок. «Изгнанниками» в 1904 году открылся театр Ивана Вазова. Спустя сто лет её вновь поставил Морфов.
На пресс-конференции режиссёр рассказал: поначалу ему казалось, что тема «Изгнанников» пахнет плесенью. Отговаривали многие коллеги, пугая провалом. Повесть «Изгнанники» (или «Отверженные») опосредованно воспроизводит события 1870-х годов, когда в Болгарии и Сербии активизируется движение против турецкого военно-феодального абсолютизма. И крики «Да здравствует Болгария!» для современников Морфова могли показаться нелепыми. Но этого не случилось. Морфов это объясняет просто: «Дойдя до самого дна изучения этой проблематики, патетика стала органичной. Национализм – это опасно. Патриотизм – необходимо». Первым спектакль показали подросткам шестнадцати-семнадцати лет, гимназистам. Зрительный зал вставал.
«Изгнанники» – это пьеса-фреска, в которой отразился очень важный исторический момент, когда существующая тринадцать веков страна, униженная и раздавленная, готовилась к освобождению от пятивекового османского ига. Главные герои – эмигранты, большей частью участники повстанческой борьбы на территории самой Болгарии, вынужденные искать прибежища за Дунаем, в Румынии, оставив свои семьи. Для румынов они проходимцы. Константин Державин, исследователь творчества Вазова, об этих людях писал: «Буржуазные верхи, сторонники мирного и компромиссного разрешения вопроса о национальной независимости Болгарии, презрительно именовали их «хъшове» – босяками». Примечательно, что писатель одно время принадлежал к их среде, хоть сам был чорбаджийцем, выходцем из зажиточной торгово-ремесленной семьи. И ещё один факт. Вазов не окончил Пловдивскую гимназию из-за неуспехов в изучении турецкого языка.
Спектакль Морфова не только о внешних врагах. В этом его тональность похожа на атмосферу «Затмения», поставленного в стерильно-белом пространстве сценографии Давида Боровского. Изгнанники-хыши, серые бледные тени вчерашних героев, придавленные грязным серым небом чужбины, отгороженные серой бетонной стеной (сценография и костюмы Елены Ивановой) от Болгарии, которую видно, но так трудно достичь, долгое время «питаясь идеей», стоят на грани утраты этой идеи. Выручив деньги от постановки спектакля, они пропивают их, вместо того чтобы нанять убийцу султана. И кому-то из них горячая ванна и бутылка шампанского кажутся обретённой свободой. Своевременные мысли… 

Валерия ОЛЮНИНА

Обсудить в группе Telegram

Валерия Олюнина

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Карандаш и альбом для Ильи Репина

    09.03.2024
  • Мост дружбы с Британией, или «Фестиваль грёз» под эгидой мэрии Сочи

    07.12.2023
  • Практическая психология Вячеслава Долгачёва

    07.07.2023
  • Алфавит тишины

    06.07.2023
  • Покоритель оперного Олимпа Сергей Романовский

    05.07.2023
  • Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

    10230 голосов
  • Прелюдия к концерту бытия...

    7453 голосов
  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    2623 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
  • Бремя Платонова

    2370 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS